13-й район: Ультиматум / Banlieue 13: Ultimatum (2009)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Тринадцатый район: Ультиматум» / «Район 13: Ультиматум» (варианты перевода названия) / «District 13: Ultimatum» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Патрик Алессандрен.
Автор сценария Люк Бессон.
Композиторы Чарли Нгуен Ким, Дамьен Рокес (в титрах как Da Octopusss.), Trak Invaders.
Оператор Жан-Франсуа Энсжен.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Проходит три года, но стена, отгораживающая 13-й район Парижа от остальной части города, так и не снесена — в нарушение обещания властей. Лейто (Давид Белль) продолжает в одиночку бороться с несправедливостью, чем раздражает не только полицейских, но и главарей местных банд, а капитан Дамьен Томасо (Сирил Рафаэлли) продолжает нести службу в правоохранительных органах. Ситуация резко меняется, когда на стол Президенту республики (Филипп Торретон) кладут на утверждение план, который должен радикально решить проблему столицы.
Также в ролях: Даниэль Дюваль (Уолтер Гассман), Элоди Юнг (Тао), ЭмСи Жан Габ’1 (Молько), Джеймс Деано (Карл-скинхед), Лауни Мухид (Али-К, в титрах как La Fouine), Фабрио Фельцингер (Монтана), Пьер-Мари Москони (Ролан), Джонни Амаро (полицейский)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.08.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Люк Бессон сохраняет необычайную плодовитость на продюсерском поприще, но к собственным постановкам подходит с великим тщанием – и даже факт самоличного написания сценария косвенно свидетельствует о том, что проект по-особому дорог выдающемуся кинематографисту. Продолжение удалого боевика, всё-таки не прогремевшего на весь мир подобно, допустим, циклу «Такси», зато быстро получившего «культовый» статус, как раз относится к числу таких произведений. Помимо прочего любопытно решение пригласить сорокачетырёхлетнего Патрика Алессандрена, когда-то давно, четвертью века ранее, начинавшего на бессоновских лентах (антиутопия «Последняя битва» /1983/ и современная урбанистическая кинофантазия «Подземка» /1985/), а позже – доказавшего наличие оригинального взгляда на действительность, например, кинокомедией «15 августа» /2001/.
Своим настроением и, главное, разлихим, безостановочным развёртыванием событий сиквел идеально соответствует подзаголовку. На поверку ультиматум объявляют вовсе не горемычным обитателям злополучного района. Проникнув в логово влиятельных наркоторговцев, так и не дождавшись поддержки со стороны отряда специального назначения, Дамьен вынужден в одиночку противостоять толпам приспешников могущественных преступников, используя в качестве оружия лишь… полотно Ван Гога. Такого проявления любви к искусству в кинематографе восточных (или давно – западных?) единоборств видеть ещё не доводилось! Ранее довольствовавшийся нивой куда скромнее, Сирил Рафаэлли с успехом опровергает1 представления о себе лишь как о талантливом хореографе поединков и каскадёре, не отличающемся особой харизмой, – и, по сути, занимает место главной «звезды». Ещё чуть-чуть – и уже он, а не Давид Белль займёт место (в том числе за пределами Франции) ведущего специалиста по захватывающему дух паркуру. Да и в целом картина, несомненно, отличается динамизмом и зрелищностью, обдавая зрителей мощной волной энергии.
Всё бы ничего – и даже нежелание (или неспособность?) режиссёра воспроизвести намеренно «провинциальную» интонацию оригинала, вообще – мало напоминавшего рядовую антиутопию, можно было б принять как должное. Вот только мотивы политического, с позволения сказать, толка, звучащие ближе всё настойчивее к финалу, не кажутся убедительными, вызывая непреднамеренный комический эффект. Социально-философские рассуждения авторов о природе демократии, о бедности, о криминале на этнической почве и в конечном итоге – о подспудно фашистских тенденциях современного капитализма2 видятся неуместными и, говоря по совести, не слишком умными. А уж дружные выяснения отношений прямо в кабинете Президента республики, на фоне раскрытого чемоданчика с кодами запуска ракет… Особенно «радует» социальная ответственность главарей пяти банд, внезапно обнаружившаяся под занавес, когда они предлагают правителю всё-таки уничтожить трущобы – но с условием, что взамен возведут современные промышленные кварталы. В упоминавшихся выше картинах из серии «Такси» аналогичные актуальные вопросы затрагивались хотя бы с юмором!
.
__________
1 – При солидном бюджете €12 млн. общемировые кассовые сборы оцениваются в €13,5 млн.
2 – Как Вы думаете, кто и почему мечтает сравнять 13-й район (к слову, частично отснятый в… Сербии) с землёй?!
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с незначительными дополнениями)
Добавить комментарий