1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992)

1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «1492: Покорение рая» / «1492-й: Завоевание рая» (варианты перевода названия), «1492: Христофор Колумб» / «1492: Christophe Colomb» (Франция), «1492, завоевание рая» / «1492, la conquista del paraiso» (Испания).

Франция, Испания.

Продолжительность 154 минуты.

Режиссёр Ридли Скотт.

Автор сценария Роуз Бош (в титрах как Roselyne Bosch).

Композитор Вангелис (номинация на «Золотой глобус»).

Оператор Эдриан Биддл.

Жанр: приключенческий фильм, биографический фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Христофору Колумбу (Жерар Депардье) стоило колоссальных усилий собрать экспедицию в Индию, до которой предполагалось добраться, плывя на запад, а не избрав один из привычных восточных маршрутов. По счастливой случайности, ему удалось обрести сильную союзницу в лице Изабеллы I Кастильской (Сигурни Уивер). В августе 1492-го года корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» отправляются в плавание.

Также в ролях: Арманд Ассанте (Габриэль Санчес), Лорен Дин (Фердинанд Колумб), Анхела Молина (Беатрис Энрикес де Арана), Фернандо Рей (Антонио де Марчена), Майкл Уинкотт (Адриан де Моксика), Чеки Карио (Мартин Алонсо Пинсон), Кевин Данн (капитан Мендес), Фрэнк Ланджелла (Луис де Сантанхель), Марк Марголис (Франсиско де Бобадилла), Карио Салем (де Арохас), Билли Л. Салливан (Фердинанд в возрасти 10 лет), Арнольд Вослу (Эрнандо де Гевара), Стивен Уоддингтон (Бартоломео Колумб), Хуан Диего Бота (Диего Колумб).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.10.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992): кадр из фильма
Не отчаивается в пути

После глухого разочарования картиной «Христофор Колумб: Завоевание Америки» /1992/, выпущенной стараниями влиятельных продюсеров Александра и Ильи Залкиндов в третьей декаде августа, то есть на полтора месяца раньше детища конкурентов, у «1492: Завоевания рая» были неплохие шансы на успех. Однако версия Ридли Скотта, обошедшаяся примерно в такую же кругленькую сумму (производственный бюджет, в значительной степени обеспеченный министерством культуры Испании1, оценивается в $40-47 млн.), всё же не ждал безоговорочный2 триумф. Мнения разделились – и наряду с позитивными и даже восторженными отзывами звучали слова недоумения. Не всем показалась безусловно убедительной трактовка фактов биографии великого мореплавателя и первооткрывателя, а выбор Жерара Депардье (к слову, во Франции фильм собрал аудиторию свыше 3 млн. зрителей, заняв по итогам сезона восьмое место) – бесспорным. Режиссёра упрекали за то, что из-за большой длительности повествование несколько провисает – что эпического дыхания не хватает на два с половиной часа. Разве что греческий композитор Вангелис удостоился искренних похвал – и главная музыкальная тема кинопроизведения, изумительно передающая ритм Истории, быстро получила самостоятельную жизнь (и беззастенчиво эксплуатируется политиками, спортсменами, создателями телепередач). Но так ли уж серьёзны претензии, предъявляемые кинематографистам?

1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992): кадр из фильма
На открытую землю

В своё время Андрей Тарковский, объясняя отличие «Соляриса» /1972/ от «2001: Космической Одиссеи» /1968/, категорически не соглашался, в частности, с тем, как Стэнли Кубрик изображает технику будущего и отношение к ней человека. Поясняя мысль, наш соотечественник предложил представить снятую в аналогичной (торжественной, величественной, витиеватой) манере посадку людей в трамвай, о котором никто, допустим, ничего не знает, – получится аккурат то, как у иностранного коллеги показано прилунение космического корабля… Однако Ридли и сценаристка-дебютантка Роуз (Розелин) Бош избрали и творчески развили противоположное, кубриковское направление, в пользу чего свидетельствует и вынесение памятного года в заголовок. Если вдуматься и дать волю воображению, пятью столетиями ранее состоялось не менее грандиозное событие, чем в манящем грядущем (в начале нового, XXI века): открытие Terra incognita и другой, неведомой цивилизации изменили человечество ещё радикальнее, чем предполагаемый контакт с таинственным Монолитом. Ощущение твёрдой земли под ногами (в порыве благодарности к товарищам, не дрогнувшим перед трудностями, к судьбе, к Всевышнему Христофор падает на колени) и встреча с обитателями острова стоили долгих надежд, сомнений, исканий – и упорного преодоления неблагоприятных обстоятельств. Впечатляющие, незабываемые кадры!

1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992): кадр из фильма
Встреча с туземцами

Вместе с тем отличительной чертой Скотта является и чувство историзма, не раз, начиная с замечательного полнометражного дебюта, демонстрировавшееся им. Речь не только о тщательном воссоздании испанских реалий конца XV столетия или даже – о понимании сложного характера взаимодействия общественных институтов и ключевых социальных сил, включая венценосных особ. Лейтмотивом проходит противостояние Колумба дону Санчесу, достигающее кульминации в кратком споре. Признавая справедливость слов оппонента, гордившегося собой, как творцом, неустанно ведомым высокой целью, Габриэль резонно заметит, что имя этого человека увековечат – в отличие от имён множества современников, по собственной недальновидности считавших, что тот потратил столько усилий впустую. Завоевание рая сорвалось (оказалось омрачено кровопролитием и разгулом стихий, не принесло ожидаемых сокровищ), милость монархов сменилась недовольством, а до континента – не до островов – первым добрался Америго Веспуччи. Но эти, приземлённые (по сути, обывательские) критерии видятся жалкими, особенно в исторической перспективе. Христофор Колумб выступал орудием самой Жизни, которая, как подчёркивается авторами, богаче и самого пылкого воображения.

.

__________
1 – Так, строительство точных копий легендарных кораблей, позже ставших доступными для туристов, посещающих город Палос-де-ла-Фронтера, заняло два года.
2 – Во всяком случае в Новом Свете, на который из общих кассовых сборов порядка $60 млн. пришлось всего $7,2 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Пальм Т. 2 Колумб 2 // Экран. – 1993, № 3. – С. 44.
Что в Голливуде нас готовят // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 11. – С. 26-27.
Фикс Сергей. Колумб-92. Как это делается // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 10. – С. 18-19.
Борев Владимир. Кто же её открыл? // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 11. – С. 2-3.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+