1492: Завоевание рая / 1492: Conquest of Paradise (1992)
Пальм Т. 2 Колумб 2 // Экран. – 1993, № 3. – С. 44.
2 КОЛУМБ 2
Мы по наивности полагаем, что только у нас, в джунглях полурыночной экономики, могут столкнуться масштабные экранизации исторических или романных сюжетов. Рецензенты едко хихикали втихомолку, когда на экранах оказалось сразу два «Князя Серебряных» (подобно двум «Юриям Милославским», один – пера господина Загоскина, а второй – незабвенного Александра Ивановича Хлестакова). Что ж, обошлось – одного «Серебряного» перекрестили в «Смерть Ивана Грозного», не убоявшись тени многострадального Эйзенштейна, плюс еще завезли на международный фестиваль больше тысячи опричников во главе с персональными боярами из экс-министров и их сокольничих, разбрасывались икрой, заливались шампанским, гарцевали на настоящих лошадях, устлав набережную Круазетт не менее настоящим навозом – и наконец… А после «и» ничего больше не было. Не продали ни копии. Так говорит молва. Одернем маловеров все-таки продали. Правда, не очень много – не хватило на прокорм тем же лошадям. Людей кормили по другой статье доходов.
А второй «Серебряный», оставшись без псевдонима, без кавалькад, демаршей и раутов, прошел себе по родимым кинотеатрам и, кажется, был близок к тому, чтобы оправдать хотя бы порох на стрельбу из декоративных пушек.
Так вот: бывает оно и на цивилизованном Западе. В честь 500-летия первого путешествия Колумба схлестнулись два голливудских титана – «Уорнер Бразерс» и «Парамаунт».
Первым вскинулся продюсер Илья Залкинд. Но, насколько можно судить, история казалась ему заманчивым материалом для сказки, а Колумб кем-то вроде Робин Гуда. «Приключенческий фильм. Кино для публики. Для детей. Ничего тяжелого. Никакой политики. В конце все мирятся и обнимают друг друга».
Установка смущала талантливых режиссеров. Мало вам Батмэнов, Индиан-Джонсов, Рокки с Рэмбо да Инопланетян! Вам еще Колумба надобно сделать героем лихого детского комикса. Есть же, черт побери, предел! Так, по слухам, сказал режиссер Ридли Скотт и хлопнул дверью «Уорнер Бразерс». Чтобы затарабанить в другую дверь – к денежным тузам из «Парамаунта».
– О’кей! – сказали те. – Против комикса у конкурентов мы двинем широкий исторический эпос с башнями, замками и кринолинами, с королями и королевами, с борьбой за территории, с хитросплетением интриг и сложными, противоречивыми характерами. Знай наших! Так появился фильм «Христофор Колумб. 1492» с Жераром Депардье в роли Колумба.
Между тем Илья Залкинд тоже не бездельничал. Его пригрели в «Уорнер Бразерс». Козырем был Марлон Брандо в роли главного испанского инквизитора Томазо де Торквемады. Брандо теперь уверяет, что переубедил продюсера: вместо комикса про Робин Гуда надо ставить драму наивных полу-истребленных индейцев, а Колумб должен быть не благостным идиотом, как в сценарии, а кровавым деспотом, каковым, дескать, и был в действительности.
Илье Залкинду пришлось звать на помощь отца, Александра Залкинда, полулегендарного магната старшего голливудского поколения, и тот как будто бы нашел способ всех примирить.
Или – обмануть. Брандо, во всяком случае, уверяет, что его надули: индейцы на экране изображены без всякого сочувствия. Он требует, чтобы с титров была снята его фамилия. Впрочем, все помнят, что это не в первый раз. С комедией «Новичок» он поступил точно так же: денежки, до последнего цента, положил в карман, а над фамилией в титрах и афишах покуражился – не позволю, мол, и все. Залкинды, отец и сын, на вопросы репортеров отвечают (со своей яхты, по телефону): «Эх, Марлон, Марлон! Ну как же тебе не ай-я-яй! Пять миллионов! За две недели работы! Не считая процентов со сбора! И ты еще фордыбачишься!»
Впрочем, не исключено, что и этот скандал поджигается в рекламных целях.
Бойкие Залкинды исхитрились и с премьерой. Их фильм «Христофор Колумб: открытие» вышел на полтора месяца раньше, чем «Колумб. 1492». Поскольку каждый из фильмов стоил от 40 до 50 миллионов, теперь любители кино, как на бегах, могут биться об заклад, какая из картин окупит себя раньше…
У нас с парой «Серебряных» этой возможности, увы, не было.
Т. ПАЛЬМ
44
Что в Голливуде нас готовят // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 11. – С. 26-27.
ЧТО В ГОЛЛИВУДЕ НАМ готовят
В конце ноября начались съемки франко-испано-английского фильма «Христофор Колумб». Ставит картину известный режиссер Ридли Скотт (нашему зрителю знаком по фильмам «Чужой», «Бегущий по лезвию бритвы», «Тот, кто меня бережет»). На главную роль приглашен знаменитый Жерар Депардье. Прокатчики во многих странах мира с нетерпением ожидают появления картины, ведь, по их мнению, она даст большие кассовые сборы. Фильм еще не закончен, а права на него уже проданы на все основные территории Европы. Общая сумма сделок составила 40 млн. дол., что почти полностью покрывает стоимость производства фильма.
Совсем по-другому складывается судьба американского кинопроекта, также посвященного первооткрывателю Америки. Волнения продюсеров Александра и Ильи Залкиндон в связи с фильмом «Христофор Колумб: открытие» начались, когда возникли творческие разногласия между режиссером картины Джорджем Паном Косматосом (постановщик знаменитого «Рэмбо-2») и исполнителем главной роли Тимоти Далтоном (роли агента 007 в двух последних фильмах Бондианы). По настоянию кинозвезды, Косматос был заменен Джоном Гленом, у которого Далтон снимался в роли Джеймса Бонда.
Однако неприятности продюсеров не кончились. Совсем недавно, Далтон сам отказался от роли. По самым последним данным, Залкинды хотят подключить к кинопроекту Марлона Брандо (гонорар в 2.5 млн. дол. за эпизодическую роль Великого инквизитора Торквемады), а также ведут переговоры с претендентами на главную роль. Пока кандидатов двое – это Мэтт Диллон и Рутгер Хауэр.
XXX
Арнольд Шварценеггер решил всерьез заняться режиссурой. Фильм, в котором знаменитый актер выступает в новом для себя амплуа будет называться «Рождество в Коннектикуте». В этой новой версии одноименной голливудской кинокомедии 1945 года рассказывается о том, как молодая девушка по настоянию своего босса становится на время рождественских каникул подругой национального героя. Премьера фильма должна состояться в ходе Каннского кинофестиваля 1992 года.
XXX
«Становление Колетт» (Becoming Colette) – так называется новый фильм немецко-американофранцузского производства, посвященный одной из самых скандальных фигур парижского бомонда конца прошлого века.
Габриэль Колетт, молодая невеста известного, но оказавшегося однажды на грани разорения издателя Генри Гаутьера Вилларса, прибываете Париж в 1893 году. Первая проба пера принесла Колетт скандальную известность, и все последующие ее романы были буквально пропитаны эротикой. Вскоре личная жизнь Габриэль, богатая сексуальными приключениями, стала столь же известна, как и ее успехи на литературном поприще.
Личность Колетт давно интересовала режиссера Дэнни Хьюстона, однако ему потребовалось целых три года, чтобы закончить фильм. Дело в том, что Хьюстон очень долго искал источники финансирования кино-
26
проекта и актеров на главные роли. В конце концов его выбор пал на актрису Матильду Мей и знаменитого Клауса-Марию Брандауэра.
Предполагается, что премьера фильма в США состоится в феврале 1992 года.
XXX
Известный режиссер Роб Райнер приступил к съемкам фильма «Несколько хороших мужчин» (А Few Good Men). Картина ставится по одноименной пьесе Аарона Соркина. Действие разворачивается на американской военно-морской базе Гуантанамо, расположенной на территории Кубы, а затем – в здании военного трибунала. Герои фильма – два военных моряка, которых обвиняют в убийстве своего товарища.
В картине заняты три звезды американского кино – Том Круз, Джек Николсон и Деми Мур. За 10 дней съемок Николсон, играющий роль садиста-солдафона, получит 4 млн. долларов.
Однако картина вряд ли получит поддержку американских военных, так как представитель Пентагона заявил, что фильм крайне тенденциозен и в негативных тонах рисует жизнь отечественных военных моряков.
27
Фикс Сергей. Колумб-92. Как это делается // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 10. – С. 18-19.
КОЛУМБ-92. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
История в учебнике – это скучно, история в жизни – это часто очень страшно, а история на экране – это почти всегда ярко, динамично и захватывающе. Вот почему почти все на свете люди смотрят и любят исторические фильмы.
Исторические фильмы исчезают. Я имею в виду масштабные исторические полотна, охватывающие период «от начала времен» до эпохи Второй мировой войны. Эти фильмы исчезают, подобно мамонтам, но в отличие от последних по причинам абсолютно противоположным. Мамонты пользовались большим спросом среди пещерного люда. Кино же, повествующее о прошлых эпохах, себя не окупает. В первую очередь кино большое, эпическое или около того. Вспомните (нет, конечно, не «всё»!) хотя бы «Спартак» или «Викинги», или «Чудо волков» (которое в нашем прокате «Тайна Бургундского двора»).
Толпы статистов (и костюмы для всех них!), декорации – от хижин до дворцов, горы оружия соответствующей эпохи, десятки, если не сотни, лошадей, а иногда и другая живность, соответствующий эпохе транспорт – кареты, корабли. Таких статей расхода нет в лентах других жанров, но вышеназванным затраты отнюдь не исчерпываются. Поэтому-то историческое кино, как правило, самое дорогое (и самый дорогой фильм в мире вообще «Клеопатра» Д.Манкиевича. на создание которого ушло 43 млн. долларов в 1963 году) и стало быть, самое трудно-окупаемое. И когда фильмы на подобные темы перестали приносить прибыль, они стали исчезать.
Где-то с начала 80-х они практически перестали появляться, и казалось, на жанре можно было ставить точку, когда вдруг появившиеся в 1985 году две большие ленты с Р.Хауэром – «Плоть + кровь» П.Верхувена и «Леди-ястреб» Р. Доннера – всколыхнули застоявшееся болото. Правда, фильм Доннера, как и три ленты с участием А.Шварценеггера (дилогия о Конане и «Рыжая Соня»), имел в своем арсенале не только околоисторические, но и сказочные нюансы, однако все элементы «исторического» кино о средневековье были налицо. Затем снова тишина, а позже – сразу две ленты о благородном Робине Гуде (в одной главную роль сыграл Патрик Бергин, в другой – Кевин Костнер, конечно же). Видимо, тот факт, что фильм с Костнером принес хорошую прибыль, а также попал в десятку прокатных лидеров года, плюс мысль, что 500-летие открытия Америки бывает только раз, и побудила продюсеров вложить достаточно большие деньги (свыше 40 млн. долларов в каждом случае) сразу в два (снова!) проекта на тему о Христофоре Колумбе.
Хотя уже давно известно, что за несколько веков до великого генуэзца в Америке побывали викинги, как-то по традиции считается, что именно Колумб ее (Америку) открыл. Два разных взгляда на это событие предлагают нам фильмы, созданные Джоном Гленом и Ридли Скоттом.
С первым было безумно много трудностей. Сначала продюсеры Александр и Илия Салкинды пригласили на роль Колумба Тимоти Далтона (который оказался «в простое» в связи с прекращением съемок лент о приключениях агента 007), а режиссерское кресло занял Джордж Пан Косматое (большой «Кобра»-вед и специалист по вторичному переливанию «Первой крови»). Однако творец «Левиафана» не устроил знаменитого актера и продюсеров и после многочисленных разногласий был заменен Джоном Гленом, снявшим 5 фильмов о Джеймсе Бонде, из которых в двух последних играл Далтон. Вскоре, однако, Тимоти Далтон вообще передумал сниматься. Играть Колумба вслед за ним но очереди отказались Уилем Дэфо, Мэтт Диллон, Рутгер Хауэр. В конце концов на главную роль был приглашен актер Джордж Коррафэйс. В нашей стране Коррафэйс абсолютно не известен, а на Западе его знают по ленте Питера Брука «Махабхарата» и не законченному великим Дэвидом Лином фильму «Ностромо».
Но «незвездность» исполнителя главной роли стала несущественной среди других громких имен, появившихся в титрах. Сценарий написан Марио Пьюзо («Оскар» за «Крестного отца») и Джоном Брили («Оскар» за «Ганди»). Над костюмами трудился Джон Блумфилд («Робин Гуд, принц воров»). Роль короля Испании Фердинанда сыграл Том Селлек («Куигли в Австралии»). Его жену королеву Изабеллу – Рейчел Уорд («Вопреки всему»). Но, естественно, одним из самых больших «плюсов» этого проекта стало новое появление на экранах Марлона Брандо (великий актер уже работал с Салкиндами на фильме Р. Доннера «Супермен», где сыграл отца главного
18
героя). Брандо исполнил эпизодическую, но естественно, очень важную роль Великого инквизитора Томаса де Торквемады. Гонорар его за две недели съемок составил по разным данным от 2,5 до 5 млн. долларов. Возможно, обилие звезд во второстепенных ролях можно объяснить словами одного из продюсеров: «Мы больше заинтересованы в приключениях Колумба, нежели в нем самом. Наш фильм показывает легендарное открытие Америки и то, что происходило до того».
Съемки этого фильма с бюджетом в 45 миллионов долларов начались 25 ноября 1991 года в Испании. Далее съемочными площадками стали Мальта и Карибские острова, и наконец, фильм вышел в прокат. Он называется «Христофор Колумб. Открытие».
Премьера фильма «1492: Покорение рая»1, поставленного Ридли Скоттом, состоялась 12 октября – в день 500-летия открытия Америки. Эта лента – яркий пример того, что искусство границ не знает. Английский режиссер, в последнее время работающий в США, снимает в Испании и на Коста-Рике англо-испано-французскую продукцию с участием американского капитала. В фильме играют американские, французские и испанские актеры. У Скотта уже есть опыт съемок исторических фильмов – его первая полнометражная картина рассказывала об эпохе наполеоновских войн. Несколько странным может показаться тот факт, что главную роль в англоязычной ленте играет француз, но это только на первый взгляд. Голливуд уже давно присматривается к Депардье, и после успеха его первой англоязычной ленты «Вид на жительство» («Зеленая карточка») зеленый свет Депардье открыт. Но тогда его акцент оказал актеру услугу. Теперь же Депардье не отходил от преподавателя – ему надо было добиться самого «британского» из английских произношений.
Но это далеко не все, что делает актер, чтобы войти в роль Колумба. «Я много прочел о X. Колумбе, в частности, «1492», автором которого является мой друг Жак Аттаме. Он пытается погрузить меня в эпоху, в которой мне предстоит жить 17 недель (съемочный период). Благодаря бортовому журналу, я смог путешествовать вместе с ним. Что меня больше всего тронуло – это то, что Колумб ввязался в безумные поиски. Он верил, что найдет рай на земле. И потом, вообразите немного историю этого способного человека, сумевшего убедить королеву Изабеллу. Это было так же, как если бы сегодня какой-нибудь мексиканец пришел в Белый дом к президенту Бушу с просьбой выдать ему чек, чтобы оплатить полет на Марс».
Чтобы воплотить образ Колумба, Жерар похудел на 18 кг. Ридли Скотт полностью верит в Депардье. Он думает, что это единственный из актеров, обладающий одновременно силой, раскованностью и обаянием Колумба. «Мой выбор был немедленным, хотя он француз, а не американец», – говорит Р. Скотт.
Несмотря на дождь, ливший утром, понедельник 2 декабря 1991 года стал первым днем съемок. Этим утром Колумб обрел легендарное лицо, походку и манеры. С первого кадра актер в этой роли был настолько убедителен, что отныне невозможно будет вообразить мореплавателя, не вспомнив то, что внес в его облик Депардье. «Я снимаюсь в этом фильме по трем причинам, – говорит актер. – Я очарован персонажем, фильм ставит Ридли Скотт и мне прекрасно подходит сценарий Розелин Бош».
Сценарий, который охватывает около двадцати лет жизни великого мореплавателя, появился неожиданно. Готовя материал для журнала «Пуэн» в архивах Севильи, Розелин открыла существование горы пергаментов, описывающих все перипетии этого «хождения за три моря».
Чтобы поставить фильм стоимостью свыше 40 млн. долларов (а если быть более точным – 44 773 015), мало иметь хорошего продюсера, хороших актеров и хорошую группу. Надо иметь команду профессионалов-единомышленников. Но Ридли Скотту, как обычно, везет. Кроме Депардье, в фильме снимались Арманд Ассанте («Наполеон и Жозефина», исполнитель роли Наполеона), Фрэнк Лангелла (Дракула в одноименном фильме Д.Бэдэма), француз Чеки Карио («Никита»), испанские актеры Фернандо Рей и Ангела Молина. В роли королевы Испании Изабеллы – Сигурни Уивер. Продюсер Мими Полк, оператор Эдриан Биддл и художник Норрис Спенсер работали с Ридли Скоттом над «Тельмой и Луизой»; костюмы Чарлза Кнода в фантастическом «Бегущем по лезвию бритвы» казались абсолютно реальными. За изготовление соответствующего эпохе оружия и нюансы его применения отвечал Терри Уолш. А постановщик трюков и одновременно horse master2 – знаменитый Грег Пауэлл (одна из последних его работ – ирландские эпизоды в «Далеко вдали» Р.Хоуарда).
Однако фильмы, о которых рассказано выше, не первые о великом генуэзце. В 1949 году Фредрик Марч («Лучшие годы нашей жизни») сыграл роль Христофора Колумба в одноименном английском фильме Дэвида Макдоналда, а в 1985 году эту же роль в телевизионной ленте совместного производства Италии, Франции, ФРГ и США режиссера Альберто Латтуады исполнил Гэбриэл Бирн.
Есть такое выражение: «закрыть тему». Думаю, что после столь массированной атаки на материал вряд ли кто в ближайшем будущем решит снова снять фильм о Колумбе. Однако фильмы о великих путешественниках и первопроходцах, надеюсь, будут появляться вновь и вновь. Ведь сколько благодатного материала – стоит только открыть какой-нибудь пропахший лесом, костром или морской солью путевой дневник…
Сергей Фикс
_______
1 Рецензию на фильм «1492: Покорение рая» читайте в следующем номере «Видео-Асс» ПРЕМЬЕР.
2 horse master – человек, отвечающий за работу с лошадьми на фильме и постановку конных трюков.
19
Борев Владимир. Кто же её открыл? // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 11. – С. 2-3.
КТО ЖЕ ЕЕ ОТКРЫЛ?
История несправедлива. Кто из вас знает, что статуя Свободы, символ американской действительности, – это увеличенная копия (но сути дела тираж) изящного памятника, стоящего в Париже на острове, омываемом рекой Сеной? Точно гак же мало кто помнит сегодня, что Америка носит имя Америго Веспуччи, истинного ее открывателя. Христофор Колумб числится ее первопроходцем в сознании землян Нового и Старого Света. Кого сегодня волнует, что Америка считалась Индией и была открыта во славу испанской короны! Померкли слава и величие былых империй. Британская сегодня – лишь остров, советская – осколки архипелага. Америка – Новый Свет, последняя из сверхдержав с имперской мощью и притязаниями. Именно ее открыл в 1492 году Христофор Колумб.
ОТКРЫТЬ АМЕРИКУ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ СНЯТЬ
12 октября 1992 года, ровно 500 лет спустя, вся Европа одномоментно присутствовала на премьере одноименного фильма, посвященного этой дате. В этот день, перефразируя известный лозунг социализма «Октябрьская революция – главное событие XX века», – можно было сказать: «Открытие Америки – главное событие последнего тысячелетия». Именно ему, светлой дате, посвящен датский фильм американской) режиссера с французским актером в главной роли. Вы удивлены, почему датский? Вы уже забыли советский кинематограф датской эпохи? Гигантская кинофреска «1492» – это и есть лучшее достижение датского кино эпохи развитого эпического соцреализма. Французская критика была скептичной, а зритель разочарован. Люди явно не видели великих шедевров «Ленин в Октябре», «Рожденная революцией» и других датских фильмов. Именно жанр фильма – его эпическая мемориальность и дает ключ к его прочтению.
44 миллиона долларов – бюджет этого грандиозного полотна – достойный подарок к юбилею Америки, подарок дорогой, и потому вряд ли уместно рассуждать о его концепции, художественных достоинствах и эстетических качествах. Добротность и профессиональность исполнения ленты налицо. Желать же большего от жанра поздравительной оды было бы излишне. Грандиозность сцен, размах массовок, масштаб декораций прекрасно передают величину личности главного героя, описываемого события, размер его открытия.
ТОВАРИЩ КОЛУМБ КАК ДРУГ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ
Открыватель, исследователь, первопроходец, неплохой знаток массовой психологии, Колумб не был гуманистом. Хотя в фильме его миссия открывателя созвучна с ролью лучшего друга индейцев. Реальность была иной. Массовое истребление индейцев, их захват в рабство и отправка на европейский континент в качестве рабочего скота и рабов на лесоповале и рудниках – все это следствие открытий и методов товарища Колумба. Но можно ли в XX веке, знавшем концлагеря, переселение и даже убийство целых народов, судить за это гражданина Колумба средневекового года рождения, воспитанного на зрелищах массового сжигания еретиков? Странно было бы судить психологию и обычаи средневековья с позиций экологического сознания и борьбы за сохранение озонового слоя. Но Колумба и фильм часто упрекают за это. Сцены массового истребления индейцев – жестоки и красивы одновременно. Но главное, как и все другие сцены в этом фильме, они так же масштабны.
КОЛУМБ КАК ПОКОРИТЕЛЬ НЕ ТОЛЬКО АМЕРИКИ
Встречи с королевой Испании Изабеллой у Колумба были не часты. Они виделись всего не более пяти раз. Она его полюбила, он перед ней преклонялся и дерзил. Но, вероятно, не намного больше встречался Колумб и со своей собственной женой, которая и через пять лет с трепетом ждала его и встречала, как будто он только что вышел и вернулся через пять минут из соседней булочной. Это и любовь и верность, пронесенные через годы и десятилетия. Дети, знающие отца лишь по рассказам, узнающие от других про его открытие, но тем не менее испытывающие к нему любовь – все это личностные штрихи масштабного социального полотна.
КАРАВЕЛЛЫ: В ЧЕМ СМЫСЛ ИХ ОТПЛЫТИЙ?
12 октября 1992 года спецсамолет «Конкорд» компании «Эр Франс» с двумя сотнями именитых пассажиров на борту при цене билета 120 тыс. франков, в день 500-летия открытия и в день премьеры фильма совершил мемориально-бессмысленный облет мира за сутки с шестью посадками в разных странах света. В салоне самолета угощали шампанским фирмы «Казанова» и фильмом Ридли Скотта «Христофор Колумб».
КОЛУМБ СНОВА ПЛЫВЕТ В АМЕРИКУ
3 августа 1992 года, в день исторического отплытия Колумба из Испании, из города Санкт-Петербурга Ленинградской области после напутствия бывшего летчика, ныне вице, но не адмирала, а вице-президента Руцкого и благословения Патриарха Алексия отплыл корабль с пятиметровой статуей Колумба на борту.
Итак, 500 лет спустя после открытия этого континента, в Америку отправилась статуя Колумба, держащая крепкой рукой не факел, но штурвал, который, к слову сказать, в его времена еще открыт не был. Пятиметровый Колумб – маленькая копия 120-метровой статуи – самой большой статуи в мире, которая будет установлена в 1993 году и открыта 12 октября на побережье Майами.
Отливать этот подарок Азии Америке будут в тех художественных мастерских, которые имеют самый большой опыт по отливке гигантских истуканов. Маркс и Ленин, а до этого Сталин, в миллионах экземплярах вышли из горнил и цехов комбината им. Вучетича. Автор скульптуры – Зураб Церетели – поистине, как и Колумб, открыл Америку теперь уже для России. Самая большая страна в мире со своей огромной любовью к самым большим памятникам отольет теперь самый большой в мире памятник и подарит его Америке, которая теперь с опозданием на 500 лет стала нашим Новым Светом.
Владимир Борев
3
Добавить комментарий