1941 / 1941 (1979)

1941 / 1941 (1979): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «1941-й» / «Тысяча девятьсот сорок первый» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 118 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг.

Авторы сценария Роберт Земекис, Боб Гейл по сюжету Роберта Земекиса, Боба Гейла, Джона Милиуса.

Композитор Джон Уильямс.

Оператор Уильям Э. Фрейкер.

Жанр: фильм действия, комедия, военный фильм

Краткое содержание
Америка взбудоражена атакой Пёрл-Харбора и в экстренном порядке готовится к отражению полномасштабного вторжения японцев. Подводная лодка под командованием Акиро Митамуры (Тосиро Мифунэ), на борту которой в статусе военного советника присутствует капитан Кригсмарине Вольфганг фон Кляйншмидт (Кристофер Ли), приближается к берегам Калифорнии с заданием нанести противнику урон. Лос-Анджелесу придётся несладко, особенно если учесть, какие колоритные личности несут службу в американских подразделениях ПВО, ВВС и ВМФ.

Также в ролях: Дэн Эйкройд (сержант Фрэнк Три), Нед Битти (Уорд Дуглас), Джон Белуши (капитан Дикий Билл Келсо / человек, поедающий спагетти, без указания в титрах), Лоррейн Гэри (Джоан Дуглас), Мюррей Хэмилтон (Клод Крамм), Тим Мэтесон (капитан Лумис Биркхед), Уоррен Оутс (полковник «Безумный» Мэддокс), Роберт Стэк (генерал-майор Джозеф У. Стилуэлл), Трит Уильямс (капрал Чак «Стретч» Ситарски), Нэнси Аллен (Донна Стрэттон), Люсиль Бенсон (работница АЗС), Джордан Брайан (Мэйси Дуглас), Джон Кэнди (рядовой Фоули), Элиша Кук-мл. (патрон), Эдди Дизен (Херби Казлмински), Бобби Ди Чикко (Уолли Стивенс), Дайенн Кэй (Бетти Дуглас), Перри Лэнг (Деннис ДеСото), Пэтти ЛуПон (Лидия Хедберг), Фрэнк МакРэй (рядовой Огден Джонсон Джонс), Лайонел Стэндер (Анджело Сциоли), Майкл МакКин (Вилли), в эпизодах Роберт Хьюстон (солдат Мэддокса), Джон Лэндис (Мизерани), Дик Миллер (офицер Миллер), Микки Рурк (Риз), Донован Скотт (моряк), Энди Теннант (Бэйбифейс), Джеймс Каан (моряк в драке, без указания в титрах), Пенни Маршалл (мисс Фитцрой, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.02.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

1941 / 1941 (1979): кадр из фильма
Самый безумный

Позволив Universal Pictures и Columbia Pictures Corporation заработать огромные деньги на своих предыдущих постановках1, Стивен Спилберг сравнительно легко убедил руководство этих кинокомпаний выделить, объединив усилия, внушительные средства ($27 млн.) на совсем безумный проект. Первое (не считая ранних, любительских короткометражек) обращение прославленного режиссёра к событиям Второй мировой войны, которую он справедливо считал вехой истории XX столетия, не имело ничего общего ни с рассказом о ребёнке, оказавшемся в лагере для интернированных, ни с Холокостом, ни с высадкой войск союзников в Нормандии и последующими операциями. И хотя кинодраматурги Роберт Земекис, Боб Гейл и Джон Милиус (между прочим, имевший репутацию убеждённого милитариста) в один голос заверяли, что оттолкнулись от нескольких подлинных инцидентов, имевших место в памятном 1941-м и чуть позже, понятно, что никакой хроникальной достоверностью в фильме и не пахнет. Подобно тому, как вид растерянной обнажённой девушки, решившей ранним утром 13-го декабря искупаться и волей случая… очутившейся на перископе неприятельской субмарины, кажется ошалевшему матросу-подводнику видением Голливуда, сама действительность ненадолго стала вотчиной «фабрики грёз».

1941 / 1941 (1979): кадр из фильма
Око Третьего рейха

Стивен, не скрывавший интереса к инопланетянам (в том числе – к роману «Война миров» Герберта Уэллса), прозрачно намекает на памятный инцидент с небезызвестной радиопостановкой, повергшей Штаты в жуткую панику. Дескать, с тем большей готовностью граждане соответствующе – бурно и весело – отреагировали на реальную угрозу, которой тогда представлялось вторжение «империи солнца», а то и всех стран «оси» скопом. Авторы и не думают сдерживать необузданную фантазию, воображая, что было бы, если б события вдруг начали развёртываться по законам классических экранных фарсов (чего-то в духе «Ад раскрылся» /1941/), феерических, уморительных, совершенно сумасбродных. Популярные комики из телешоу Saturday Night Live (Дэн Эйкройд в образе правильно-занудливого командира расчёта, Джон Белуши в облачении совершенно сбрендившего пилота истребителя2, Джон Кэнди в роли находчивого остряка-рядового) на всю катушку используют выпавший шанс, демонстрируя гэги один изобретательнее и опаснее другого. Под эйфорию подпадают и разноплановые актёры! Особенно выделяются Нед Битти, представший стопроцентным американцем, отчаянным патриотом… приобретённого по свободной рыночной цене земельного участка и возведённого на нём дома, и Трит Уильямс, чей капрал ни за что не желает уступать девушку сопернику – танцору-пижону в штатском. Не пожалел свой имидж и Роберт Стэк, показавший, как диснеевские шедевры способны тронуть сердце сурового генерала.

1941 / 1941 (1979): кадр из фильма
Экипаж машины боевой

Конечно, Спилберг не был бы самим собой, если б ограничился сатирическими выпадами в адрес соотечественников, норовящих, невзирая на призывы сержанта Три, начать выяснять отношения друг с другом (особенно если на танцевальном вечере моряки встречаются с морскими пехотинцами) или даже – едкими насмешками над усилиями пропагандистов из противоборствующих лагерей. Кульминация носит бравурный характер, поражая воображение панорамами пролёта истребителя между небоскрёбами и циничным уничтожением парка аттракционов, ошибочно принятого Митамурой (Мифунэ-сан, оказывается, не чужд чувству юмора!) за промышленный объект. Японцы по наивности хотели сломить дух неприятеля, вероломно нанеся удар в сердце Запада – по району Лос-Анджелеса, неустанно развлекающему планету. Ответом стало в общем-то закономерное, пусть и произошедшее спонтанно, смещение реальности в стихию шоу самого дикого и непредсказуемого пошиба. Не такое, заметим мимоходом, банальное наблюдение… Вероятно, Стивен остался недоволен реакцией студийных боссов, не удовлетворившихся коммерческими показателями фильма (кассовые сборы составили «всего» $31,7 млн., зато зарубежный прокат принёс ещё $60,7 млн.), если новый амбициозный проект предложил реализовать их конкурентам с Paramount Pictures. Кому как, а лично мне – жаль, что озвученный в финале прозрачный намёк на продолжение (уже было готово и название, «1942») остался нереализованным.

.

__________
1 – Имеются в виду соответственно «Челюсти» /1975/ и «Тесные контакты третьей степени» /1977/.
2 – Друзья-товарищи не встретились на экране, зато – отсалютовали друг другу в финале.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+