Возвращение мушкетёров / The Return of the Musketeers / Le retour des mousquetaires / El regreso de los mosqueteros (1989)
Великобритания, Франция, Испания.
Продолжительность 102 минуты.
Режиссёр Ричард Лестер.
Автор сценария Джордж МакДональд Фрейзер по роману Александра Дюма-отца.
Композитор Жан-Клод Пети.
Оператор Бернард Лютич.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, мелодрама
Краткое содержание
Минуло двадцать лет. Д’Артаньян (Майкл Йорк), за прошедшее время не продвинувшийся по служебной лестнице, так и оставшийся в чине лейтенанта королевских мушкетёров, а с некоторых пор — испытывающий острую потребность в деньгах, предлагает свои услуги кардиналу Мазарини (Филипп Нуаре). Следующий шаг — собрать старых друзей. К удивлению гасконца, лишь Портос (Фрэнк Финлей), успевший удачно жениться и разбогатеть, соглашается на подвиги, а Арамис (Ричард Чемберлен) и Атос (Оливер Рид) — под разными предлогами отказываются. Тем не менее всех их ждут головокружительные приключения.
Также в ролях: К. Томас Хауэлл (Рауль), Ким Кэтролл (Жюстина де Винтер), Джеральдина Чаплин (королева Анна), Рой Киннер (Планше), Кристофер Ли (Рошфор), Эусебио Лазаро (герцог де Бофор), Алан Ховард (Оливер Кромвель), Дэвид Биркин (Людовик XIV), Билл Пэтерсон (Карл I), Жан-Пьер Кассель (Сирано де Бержерак), Билли Коннолли (Кэдди), в эпизоде Альдо Самбрелл (рассерженный человек на митинге).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.05.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Уже по самому началу повествования, перекликающемуся со вступительными кадрами «Трёх мушкетёров» /1973/ и… хлёстко их вышучивающему (медленно вынимаемая из ножен шпага принадлежит, как выясняется, обжоре и трусу Планше и служит для воровства еды в трактире), несложно догадаться, с каким энтузиазмом Ричард Лестер взялся за продолжение своей незапланированной дилогии. За прошедшее время он, правда, без особого труда вписался в голливудский конвейер1, но изрядно разочаровал поклонников своего раннего, наиболее плодотворного периода творчества, когда снимал преимущественно комедии с ярко выраженной долей абсурда. Тем обиднее, что возвращение режиссёра, хотя и сумевшего собрать исполнительский ансамбль почти в полном составе, хотя и пригласившего того же самого сценариста – Джорджа МакДональда Фрейзера, всё же не оказалось полноценным (триумфальным). В заокеанский (в отличие от европейского) кинопрокат фильм так и не вышел – и впервые был показан в США по кабельному телевидению.
Причину неудачи проще всего объяснить несчастным случаем, имевшим место на съёмочной площадке и приведшим к летальному исходу – гибели артиста Роя Киннера. Несложно догадаться, как тяжело Лестер пережил это событие, если впоследствии не брался за режиссуру в игровом кинематографе, а, например, Ричард Чемберлен в знак протеста против цинизма продюсеров вообще покинул съёмочную площадку. Возникли и специфические проблемы – вроде изменения комплекции Оливера Рида и Фрэнка Финлея, из-за чего аскет Атос, постарев, начал выглядеть не в меру раздобревшим, а Портос, наоборот, усох: вот что делает женитьба на состоятельной даме! Однако энтузиазм кинематографистов не пропал даром – и Ричард вышел из затруднительного положения с присущей ему элегантностью и остроумием.
Сразу можно было предположить, что постановщика не слишком заинтересует изощрённая приключенческая интрига, непревзойдённым мастером которой считается Александр Дюма. Поединки на шпагах, погони на лошадях и т.п. становятся всё более условными и ироничными, а политический фон, заходит ли речь о противостоянии сторонников Фронды и кардинала Мазарини или обезглавливании Кромвелем короля, служит в лучшем случае поводом для высвечивания «забавной» бессмысленности Большой Истории. Чувствуется, чувствуется прежний беззаботный Лестер, свободно обращающийся с повествовательными приёмами и предпочитающий логичности развития экранных перипетий – спонтанность. Не менее интересно, что в компанию артистов-ветеранов, кажущихся со стороны (кажущихся ошибочно!) осколками эпохи «свободной любви» подобно тому, как лейтенант мушкетёров поначалу напоминает тень самого себя того периода, когда заявился в Париж без денег, но с огромными амбициями, вполне органично вписались молодые дарования. Остаётся лишь сожалеть, что К. Томас Хауэлл и красавица Ким Кэтролл так и не стали, вопреки надеждам, «звёздами» мировой вершины – хотя имели к тому необходимые задатки. И обязательно отметим шутку: Жан-Пьер Кассель, некогда изобразивший д’Артаньяна, встретившегося с Сирано де Бержераком, а ранее у Ричарда – исполнивший роль Людовика XIII, теперь предстал в образе прославленного поэта и бунтаря, готового вызвать на дуэль всякого, кто посмеётся над его длинным носом.
.
__________
1 – Имеются в виду дорогостоящие вторая и третья части кинокомикса про Супермена.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий