20000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea (1954)

20000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea (1954): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Двадцать тысяч льё под водой» (вариант написания названия), «20000 льё под водой» Жюля Верна» / «Jules Verne’s 20000 Leagues Under the Sea» (полное название), «20000 льё под водой» Уолта Диснея» / «Walt Disney’s 20,000 Leagues Under the Sea» (название на рекламном плакате).

США.

Продолжительность 127 минут.

Режиссёр Ричард Флейшер.

Автор сценария Эрл Фентон по роману Жюля Верна (без указания в титрах).

Композитор Пол Смит.

Оператор Франц Плэнер.

Премии «Оскар» получили: Джон Михэн, Эмиле Кури (художники-постановщики, цветной фильм), создатели специальных эффектов.

На премию «Оскар» номинировался Эльмо Уильямс (монтаж).

Жанр: приключенческий фильм, драма, семейный фильм, кинофантазия, научная фантастика

Краткое содержание
В 1868-м году профессор Пьер М. Аронакс (Пол Лукас) и его помощник Консель (Петер Лорре) соглашаются принять участие в экспедиции, чтобы развеять слухи о гигантском морском чудовище, нападающем на суда в Тихом океане. Так называемый «монстр» не заставляет себя ждать, атаковав военный корабль, на котором находился Аронакс. В результате учёный с ассистентом, а также гарпунёр Нед Лэнд (Кирк Дуглас) чудом спасаются, погрузившись в спасательную шлюпку… Им предстоит встреча с таинственным капитаном Немо (Джеймс Мейсон), не без настороженности приветствующим непрошеных гостей на борту своей подводной лодки под названием «Наутилус».

Также в ролях: Роберт Джей. Вилке (старший помощник капитана на «Наутилусе»), Тед де Корсия (капитан Фаррагут), Карлтон Янг (Джон Ховард), Дж.М. Керриган (Старый Билли), Перси Хелтон (возничий), Тед Купер (помощник капитана на «Аврааме Линкольне»), в эпизоде Чарльз Гродин (мальчик с барабаном, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.09.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

20000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea (1954): кадр из фильма
На поверхности

Тот факт, что Уолт Дисней предложил сотрудничество Ричарду Флейшеру – сыну своего давнего конкурента, косвенно свидетельствует о непоколебимой уверенности, с которой киномагнат занимал место некоронованного короля американской (да и, пожалуй, мировой) мультипликации. Однако талантливому кинематографисту этого, что ни говори, казалось мало. Помимо строительства грандиозного парка развлечений он тогда, в первой половине 1950-х, обратил пристальное внимание на игровые фильмы. Первые опыты оказались удачными, вдохновив Уолта на реализацию по-настоящему дерзкого замысла. С одной стороны экранизация легендарного (впервые опубликованного в 1869-70-х годах) романа Жюля Верна позволяла учесть стремительно растущий – подстёгиваемый страхами «ядерного века» – интерес к научной фантастике. С другой – студии не пришлось идти на компромисс и отказываться от целевой аудитории, традиционно ожидающей увлекательного зрелища для всей семьи. Проект таил массу трудностей, в первоначально утверждённую смету уложиться, разумеется, не удалось – и в итоге производственный бюджет составил огромную1 сумму ($5 млн.). Другое дело, что последовал внушительный коммерческий успех (кассовые сборы оцениваются в $28,2 млн., прокатная плата – в $11,3 млн., а, например, во Франции посещаемость превысила 9,6 млн. зрителей), эксплуатировавшийся на протяжении многих лет и окончательно убедивший Диснея в правильности принятого решения.

20000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea (1954): кадр из фильма
О, сколько открытий чудных…

Создатели ленты не посчитали зазорным обратиться за помощью (само собой, не безвозмездной) в другие крупные киностудии, однако главные находки всё же принадлежат им. В частности, на публику произвела неизгладимое впечатление схватка с гигантским кальмаром (получившим, как пошутил Петер Лорре, роль, обычно достающуюся ему), когда Лэнд, поддавшись благородному порыву, спасает Немо и всю команду «Наутилуса». А ведь без инициативы требовательного продюсера, не испугавшегося дополнительных расходов, эпизод мог выйти куда менее естественным и захватывающим дух!.. Впрочем, ретроспективно фильм поражает даже не приключенческой стороной, законы которой тоньше всего чувствует Кирк Дуглас в образе молодцеватого, неунывающего гарпунёра, неустанно ищущего путь к спасению и… подружившегося с забавным морским котиком2. Несмотря на обилие курьёзных ситуаций, сценарист Эрл Фентон не стал уклоняться от социально-политической проблематики, затронутой в первоисточнике. Невыразимая, сжигающая душу капитана жажда мщения так называемому цивилизованному миру, богатство которого покоится на по-прежнему сохраняющемся (пусть и принявшем новые формы) рабстве, не могла не найти понимания у публики в свете крушения колониальной системы. Вместе с тем выдающемуся английскому актёру Джеймсу Мейсону удалось замечательно передать пагубность самого стремления человека посвятить жизнь тому, чтобы собственноручно карать мерзавцев, извлекающих колоссальную прибыль из страданий других людей. В напряжённом нравственном споре с профессором-гуманистом, призывающим дать человечеству шанс проявить свои хорошие качества, Немо оказался неправ и по высшему счёту – несёт персональную ответственность за гибель уникальной подводной лодки и уничтожение результатов бесценных научных открытий. Зрители легко улавливали намёки на энергию атома, тайнами которой, вероятно (вероятно, предположительно), овладел гений, и характерное – грибовидное – очертание сверхмощного взрыва, уничтожившего секретную базу под занавес, лишь усиливало беспокойство. И всё-таки в заключительном закадровом тексте не случайно выражается не тревога за будущее, а осторожная надежда на лучшее.

.

__________
1 – Соизмеримую с затратами на суперколосс «Камо грядеши» /1951/, по Генрику Сенкевичу.
2 – Здесь прослеживается влияние диснеевских анимационных традиций.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+