300 спартанцев / 300 (2006)
Другие названия: «300» / «Триста» / «Триста спартанцев» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 117 минут.
Режиссёр Зак Снайдер.
Авторы сценария Зак Снайдер, Курт Йонстад, Майкл Гордон по графическому роману Фрэнка Миллера и Линн Варли.
Композитор Тайлер Бейтс.
Оператор Лэрри Фонг.
Жанр: фильм действия, кинофантазия, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
Царь Спарты Леонид (Джерард Батлер) отбирает трёхсот самых достойных воинов, с которыми направляется к ущелью Фермопилы, где намерен малыми силами сдержать натиск многотысячной армии Ксеркса (Родриго Санторо). По его замыслу, это даст Элладе время собрать войско и вдохновит других греков на сопротивление могущественному агрессору.
Также в ролях: Лена Хиди (царица Горго), Дэвид Венхэм (Дилий / рассказчик-повествователь, озв.), Винсент Риган (капитан Артемий), Доминик Уэст (Ферон), Том Уисдом (старший сын капитана Артемия), Майкл Фассбендер (Стелиос), Эндрю Плевин (Даксос), Эндрю Тирнан (спартанский изгнанник Эфиальт), Джованни Киммино (Плистарх, сын Леонида) Питер Менса (персидский посол), Келли Крэйг (оракул), Стивен МакХэтти (верноподданный), Элай Снайдер (Леонид в возрасте 7-8 лет), Тайлер Нейтзел (Леонид в возрасте 15 лет), Тим Коннолли (отец Леонида), Мари-Жюли Риве (мать Леонида).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.08.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
– Это богохульство! Это безумие!
– Безумие?.. Это Спарта!
Таков итог непродолжительных переговоров персидского посла с царём Леонидом – буквально за мгновение до того, как эмиссара, имевшего неосторожность намекнуть на всесилие богоподобного Ксеркса и оскорбить спартанцев «щедрым» предложением, вместе с сопровождением сбрасывают в пропасть. Нельзя не отметить прозорливость авторов, включивших этот краткий фрагмент (наряду с рядом других, таких же «ударных») в рекламный ролик фильма. Какая пища воображению! Получив представление и о, скажем мягко, оригинальном изобразительном решении фильма, и о брутальной интерпретации исторических событий, миллионы ринулись в кинотеатры. В первый же уик-энд кассовые сборы в североамериканском прокате с лёгкостью превысили бюджет ($65 млн.), составив чуть более $70 млн. И последующая динамика посещаемости «300 спартанцев», собравших $456 млн., свидетельствовала, что энтузиазм массовой аудитории не был спровоцирован искусственно. Независимо от приятия предложенной кинематографистами эстетики и отстаиваемого пафоса сложно не признать: фильм стал заметным событием.
В первую очередь постановка Зака Снайдера1 вызывает пристальный интерес техническими новациями, щедро предложенными авторами. И пусть опыт «Города грехов» /2005/ пока остаётся единичным и, быть может, недостижимым в своей уникальности. Но вот в сопоставлении «300 спартанцев» с французским «Видоком» /2001/ высвечивается любопытная закономерность. Конечно, создатели, в первую очередь оператор Лэрри Фонг, решали вполне конкретную задачу – найти кинематографический эквивалент стилю оригинальных комиксов. Сценаристы2 взяли за основу небольшую одноимённую серию графических романов Фрэнка Миллера и колориста Линн Варли, опубликованную в мае-сентябре 1998-го года. Именно из этих соображений было решено снимать в декорациях с использованием цветных (синего и в меньшей степени – зелёного) экранов, позволяющих наложить любой фон. Именно поэтому съёмочный период составил всего 60 дней, а т.н. «пост-продакшн» затянулся почти на год. Тем же объясняются изобилие (порядка 1300!) визуальных эффектов и полторы тысячи причудливых монтажных склеек, до неузнаваемости трансформировавших привычную картину физической реальности. «Привычную» в данном случае означает – сформировавшуюся под непосредственным влиянием традиционного («реалистического») кинематографа. В том числе в его историческом варианте, где, если разобраться, стремление выдать картонные декорации за настоящие постройки было первым шагом к сотворению всеобъемлющей виртуальной реальности. Создатели «300 спартанцев» «всего лишь» довели тенденцию до абсолюта… Что ж, приходится признать: результат впечатляет. Впечатляет прежде всего чётким соответствием замысла реализации, содержания – непривычной, но яркой, врезающейся в память художественной форме.
Фрэнк Миллер рассказывал, что в работе над графическим романом черпал вдохновение в увиденных в детстве «300 спартанцах» /1962/ Рудольфа Мате – очень достойном голливудском пеплуме, с успехом демонстрировавшемся и на советских экранах. И всё же отличий здесь, думается, больше, нежели сходств. В первую очередь бросается в глаза усечение заголовка (отечественными кинопрокатчиками, как водится, проигнорированное) до числительного. Словно была необходимость подчеркнуть: речь идёт даже не о конкретных сынах Спарты, возвеличивших себя в глазах сородичей и потомков, – о 300 героях на все времена и для всех народов. Знатоки истории Эллады отметят достаточно вольное обращение с фактами, в том числе общеизвестными, не говоря уже о целенаправленном отборе наиболее красноречивых эпизодов – вроде разговора царя Леонида с предводителем ополчения из другого греческого полиса, в котором, несмотря на численный перевес, воинов намного меньше. Изощрённый монтаж, выразительные ракурсы, продуманные (подстраиваемые под меняющийся – то ускоряемый, то искусственно замедляемый – ритм) движения камеры в сочетании с необычной музыкальной аранжировкой Тайлера Бейтса создают превосходный эффект! Возникает ощущение патетического и страшного действа, носящего медитативный характер – постепенно погружающего зрителя в состояние лёгкого транса. В моменты сражений предельно выкристаллизовывается замысел – сотворить торжественный гимн во славу 300 воинам. Живым эталонам ратника, не терзающимся сомнениями, готовым во имя высокой цели в любой момент отправиться прямо к Аиду.
Не менее важным аспектом фильма представляется и сознательный уклон в мифотворчество, что, в принципе, является одним из неизбежных следствий решаемой сверхзадачи. Закрадывается подозрение, что Снайдера не слишком (пожалуй, ещё меньше, чем Мате) занимает анализ подлинных социально-исторических и политэкономических причин и греко-персидских войн в целом, и обстановки непосредственно перед битвой при Фермопилах. Противопоставление царя-воителя сомневающимся союзникам, политикам-краснобаям и жрецам, этим жалким похотливым старикам с претензией на знание высших истин, которые последовательно (и, как выясняется, небескорыстно) проводят пораженческую линию, носит демонстративно осовремененный и чуть ли не лобовой характер. Неисчерпаемая сила Леонида – в готовности без колебаний отдать собственную жизнь за каждого из своих людей, в отличие от изнеженного и самовлюблённого Ксеркса, гордящегося верностью подданных, идущих умирать за могущественного повелителя. Руководство Ирана встретило ленту в штыки, обвинив Голливуд в очередном злостном выпаде против персов. Но даже при наличии отголосков прозападного пафоса, долженствующего призвать весь свободный мир к сплочению перед лицом якобы надвигающейся опасности вторжения толп варваров, грозящих смести цивилизацию, произведение получает более глубокий и неоднозначный смысл. Режиссёр не довольствуется подчёркнуто «искусственным» визуальным оформлением действа. 300 героев обязаны, подчиняясь законам легенды, не просто пройти огонь, воду и медные трубы: воинам предстоит выстоять в поединках с сущими исчадьями ада. С демонами во плоти, найденными в самых дальних уголках необъятной империи и введёнными в состав неисчислимого войска. И лишь после этого – воистину обрести бессмертие. В действительности именно США с союзниками по НАТО раз за разом использовали тактику Ксеркса, обрушивая на заведомо более слабого неприятеля, если его не удавалось купить с потрохами, ввергнуть во внутреннюю смуту, уговорить или запугать, огневую мощь исполинской милитаристской машины, а подвиг экранных спартанцев служил вдохновением их немногим достойным противникам. Например, Муаммару Каддафи, отказавшемуся подчиняться шествующему железной поступью новому мировому порядку.
.
__________
1 – На его счету уже был «Рассвет мертвецов» /2004/, небесталанный, но – не выдающийся хоррор.
2 – Между прочим, Курт Йонстад и Майкл Гордон почти не работали на кинодраматургическом поприще.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Продолжение:
300 спартанцев: расцвет империи / 300: Rise of an Empire (2014)
Добавить комментарий