300 спартанцев: расцвет империи / 300: Rise of an Empire (2014)

300 спартанцев: расцвет империи / 300: Rise of an Empire (2014): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «300: Расцвет империи» / «300: Возвышение империи» (варианты перевода названия), «300 2» / «300 спартанцев 2» / «300 2» (США: рабочее название), «Ксеркс» / «Xerxes» (США: рабочее название), «300: Битва при Артемисии» / «300 спартанцев: Битва при Артемисии» / «300: Battle of Artemisium» (США: рабочее название) (США: рабочее название).

США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Ноам Мурро.

Авторы сценария Зак Снайдер, Курт Йонстад на основе графического романа Фрэнка Миллера.

Композитор Junkie XL.

Оператор Саймон Дагган.

Жанр: фильм действия, драма, кинофантазия, военный фильм

Краткое содержание
Триста спартанцев во главе с царём Леонидом (Джерард Батлер из фильма «300 спартанцев») отражают натиск многократно превосходящего по численности войска под предводительством Ксеркса (Родриго Санторо) в ущелье Фермопилы. Афинский стратег Фемистокл (Салливан Степлтон) надеется убедить соотечественников, что только объединённые силы полисов, сформировав флот, смогут противостоять персидской армаде, которой командует Артемисия (Ева Грин). Морские битвы при мысе Артемисия и у острова Саламин войдут в историю как образец блестящего полководческого искусства и беспримерной отваги воинов, защищавших родные земли от иностранных агрессоров.

Также в ролях: Каллэн Мулвей (Скиллиас), Дэвид Венхэм (спартанец Дилий), Джек О’Коннелл (Калисто), Ханс Мэтисон (Эсхил), Лена Хеди (царица спартанцев Горго), Йигал Наор (Дарий), Эндрю Тирнан (спартанский изгнанник Эфиальт), Питер Менсэх (персидский посол), Бен Тёрнер (генерал Артаферн), Ашраф Баром (генерал Бандари).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.01.2015

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

300 спартанцев: расцвет империи / 300: Rise of an Empire (2014): кадр из фильма
Движется армада!

Поклонники графических романов, дождавшись выхода из печати нового детища Фрэнка Миллера «Ксеркс», наверняка будут удивлены многочисленными расхождениями с его, как заявлено в титрах, экранизацией. Зак Снайдер (он оставил за собой в продолжении лишь функции одного из сценаристов и продюсеров) и Курт Йонстад имели в лучшем случае общие представления о замысле, оставшемся нереализованным даже на момент премьеры фильма… Но это не послужило препятствием впечатляющему (хотя и менее бурному, чем у оригинала1) коммерческому успеху второй части – вопреки скептическим соображениям в том духе, что столь уникальное событие, как подвиг 300 спартанцев не нуждается ни в каких дополнениях и уточнениях. Кинодраматурги и режиссёр Ноам Мурро (между прочим, осуществивший лишь вторую полнометражную постановку после романтической комедии «Умники» /2008/) очень достойно, по моему мнению, вышли из затруднительного положения, предложив вниманию публики более обстоятельное описание одной из самых славных страниц истории Древней Греции. Взамен тактического подхода – подход, если угодно, стратегический, соответствующий высокой должности, занимаемой в Афинах Фемистоклом. Что предшествовало Фермопильскому сражению? Какой была реакция жителей других полисов на самоотверженный поступок царя Леонида и его лучших гоплитов? Как сложилась дальнейшая судьба Эллады, угроза которой со стороны могущественных персов никуда не исчезла?..

300 спартанцев: расцвет империи / 300: Rise of an Empire (2014): кадр из фильма
Валькирия! Валькирия!..

Сложная композиция ленты, получившей величественный подзаголовок «Расцвет империи» (я бы выбрал другой вариант перевода – «Возвышение империи»), вызывает в памяти прихотливо выстроенное повествование о душераздирающих событиях, имевших место в пресловутом Городе грехов. С тем существенным отличием, что на сей раз авторы, включая самого Миллера, уже не могли обращаться с действующими лицами по собственной прихоти, без оглядки на общеизвестные факты – уподобиться кукловоду, управляющему послушными марионетками. Им можно простить отдельные вольности в трактовке исторических фактов – вроде приписывания Фемистоклу убийства царя Дария (оба не участвовали в битве при Марафоне) и практически неограниченного влияния Артемисии I из Карии на своего царя, возведённого в ранг божества во плоти. Всё это – старые как мир приёмы, призванные придать действу больший драматизм и, если угодно, философскую насыщенность… Мало того, Мурро проявляет похвальную самостоятельность в части изобразительного решения, демонстративно отдав предпочтение не столь мрачной (пепельно-бордовой) цветовой гамме – пусть и оставив в неприкосновенности «стильный» натурализм визуального ряда, когда кровь льётся рекой, черепа лопаются, точно грецкие орехи, мечи разрубают и насквозь протыкают тела и т.д. Если у Снайдера интрига зиждилась на противостоянии Леонида I и Ксеркса I, олицетворявших собой два принципиально разных типа государя, то теперь исход эпохальных морских сражений зависит от ума и силы воли выдающихся полководцев, чьё состязание всё же не сводится2 к извечной битве полов. Фемистокл и Артемисия являются, по мысли кинематографистов, такими же орудиями ниспосланных свыше судеб, тесно связанными с собственными народами. А опосредованно – и порождениями (почти по Карлу Марксу!) производственных отношений… В данном, идеологическом отношении вторая часть представляется более прямолинейной, чем оригинал, страстно доказывая превосходство результатов греческого эксперимента, названного «демократией», над жестокими методами правления могущественного восточного тирана. Провести параллели с современностью зрителям, дескать, не составит труда – особенно с учётом того, что об аспектах, не укладывающихся в обозначенную схему, попросту не упоминается. Например, о дальнейшей печальной участи спасителя Афин и всей Эллады, который будет вынужден после изгнания с Родины и долгих лет скитаний… пасть ниц перед персидским царём Артаксерксом I, сыном Ксеркса, проявившим больше благородства и великодушия, чем неблагодарные соотечественники.

.

__________
1 – При вдвое большем бюджете ($110 млн.) общемировые кассовые сборы составили $331,1 млн.
2 – Вопреки отдающему «чёрным юмором» эпизоду переговоров, выливающихся в… страстный половой акт с садомазохистским привкусом.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Первая часть:
300 спартанцев / 300 (2006)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+