38-я параллель / Taegukgi hwinalrimyeo (2004)

38-я параллель / Taegukgi hwinalrimyeo (2004): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тхэгыкки: братья на войне» (вариант перевода названия), «Тхэгыкки: братья на войне» / «Tae Guk Gi: The Brotherhood of War» (международное англоязычное название).

Южная Корея.

Продолжительность 140 минут (режиссёрская версия – 148 минут).

Режиссёр Канг Чже Гю.

Авторы сценария Жи-хун Хань, Канг Чже Гю, Сан-дон Ким.

Композитор Дон-чон Ли.

Оператор Хонг Кён-Пхо.

Жанр: фильм действия, драма, военный фильм

Краткое содержание
Южная Корея, 1950-й год. Ли Джин Тхэ (Чан Дон Гун) пошёл работать чистильщиком обуви, чтобы его младший брат Ли Джин Сок (Вон Бин) мог получить качественное образование. К несчастью, начинается война с коммунистическим севером, и они попадают на фронт. Джин Тхэ вызывается на самые опасные задания, надеясь убедить командование отправить в тыл Джин Сока. Однако это оказывается не так просто.

Также в ролях: Ли Юн Чу (Ким Ён Син), Кон Хён Чжин (Ён Ман), Ён-ран Ли (мама Ли), Ан Киль Кан (сержант Ха), Джин Юнг (сержант Лим), Чон Чэ Хён (Ён Сок), Мин-хо Чан (Ли Джин Сок в старости), Чо Юн Хье (внучка Ли Джин Сока), Чхве Мин Сик (капитан войск Северной Кореи).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.04.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

38-я параллель / Taegukgi hwinalrimyeo (2004): кадр из фильма
Братья на войне

Гражданские войны неизменно приносят населению горе и массу лишений, но конфликт, развернувшийся на территории расколотой Кореи, представляется особенно трагичным. Три с лишним года интенсивных боевых действий, сотни тысяч погибших с обеих сторон (включая солдат вмешавшихся в противостояние США, действовавших под эгидой ООН, и КНР), неисчислимые жертвы среди мирных граждан и невосполнимый урон хозяйству… Всё это ещё и оказалось бессмысленным, не принеся никаких результатов – лишь позволив противникам восстановить статус-кво. Пресловутая 38-я параллель не только служит границей, свыше полувека разделяющей единый народ, но и поневоле воспринимается памятником той бойне, должные уроки из которой человечество не извлекло.

38-я параллель / Taegukgi hwinalrimyeo (2004): кадр из фильма
В пылу боя

Слишком сильным и притом – крайне неоднозначным в идеологическом плане казался предыдущий фильм Канга Чже Гю, чтобы не закралось подозрений относительно его новой постановки, резко превзошедшей1 «Шири» /1999/ по части зрительского успеха. Прогресс, безусловно, налицо – но небесталанный режиссёр всё же не смог проявить достаточного уровня объективности, чтобы не возникло сомнений в том, что произведение отражает боль всех корейцев, по какую бы сторону от 38-й параллели они ни жили. Да, готов сделать поправку на то, что повествование ведётся преимущественно из окопов южан. Да, предположение Ли Джин Тхэ относительно виновников тотальной резни жителей деревни не получает подтверждения – однако по завершении сеанса остаётся ощущение: северяне действовали более жестоко, чем противники (что, мягко говоря, спорно). Да, преданные последователи Ли Сын Мана (от офицеров контрразведки до упрямого генерала, приказывающего в суматохе заживо сжечь пленных и задержанных) нередко допускали несправедливость – зато бойцы Ким Ир Сена показаны законченными изуверами. И так далее. Корейская война остаётся не тяжким, но постепенно выветривающимся из памяти воспоминанием – она по-прежнему идёт, во всяком случае в своей «холодной» фазе. И Кангу Дже Гю, недвусмысленно осуждающему главного героя за безмерно растущий фанатизм, за пестуемую в душе беспощадность к врагам (сначала к коммунистам, затем – к землякам-демократам), всё же не удалось сохранить морального нейтралитета подобно Паку Чхану Уку в «Объединённой зоне безопасности» /2000/ и Ким Ки Дуку в «Береговой охране» /2002/2. Верность Тхэгыкки – государственному флагу Республики Корея – оказалась, грубо говоря, превыше гуманистических соображений («братских уз»).

38-я параллель / Taegukgi hwinalrimyeo (2004): кадр из фильма
Нет пощады к врагам?

Впрочем, даже с учётом сделанных оговорок готов признать: «38-я параллель» – мощное антивоенное произведение. Дело, конечно, не в том, что южнокорейский режиссёр вознамерился превзойти Стивена Спилберга (естественно, «Спасти рядового Райана» /1998/) по части натуралистичности в изображении боёв: взрывы и пули отрывают конечности в мгновение ока, штыки насквозь пронзают тела т.д. По свидетельству очевидцев, членам съёмочной группы чудом удалось избежать серьёзных несчастных случаев, притом что мелкие накладки возникали непрерывно… Куда больше впечатляет нечеловеческая, перекашивающая лица взаимная ненависть (не «ярость благородная»!), подчиняющая всё существо солдат, идущих друг на друга огромными отрядами с оружием наизготовку. Её слабого отзвука хватает по сей день, чтобы корейцы если и не демонстрировали готовность возобновить истребление друг друга, то – по-прежнему не могли договориться по ключевым вопросам, начиная с подписания мирного договора. Таков печальный итог войны, и взаимный грех не замолить искренними слезами над останками брата, найденными по прошествии нескольких десятилетий.

.

__________
1 – Аудитория составила 11,7 млн. человек, что обеспечило (при бюджете в $12,8 млн.) кассовые сборы, эквивалентные $64,8 млн.
2 – А ведь именно оттуда позаимствован актёр Чан Дон Гун.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+