Ад в поднебесье / The Towering Inferno (1974)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Вздымающийся ад» / «Ад в небоскрёбе» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 165 минут.
Режиссёр Джон Гиллермин, режиссёр сцен действия Ирвин Аллен.
Автор сценария Стирлинг Силлифант по роману Ричарда Мартина Стерна и роману Томаса Н. Скортиа и Фрэнка М. Робинсона.
Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).
Оператор Фред Дж. Кёнекамп (в титрах как Fred Koenekamp), оператор сцен действия Джозеф Ф. Байрок (премия «Оскар»).
Жанр: фильм действия
Краткое содержание
Архитектор Дуг Робертс (Пол Ньюман), по проекту которого был построен 138-этажный небоскрёб «Стеклянная башня», приезжает в Сан-Франциско для участия в вечеринке, приуроченной к торжественному открытию самого высокого в мире здания. Он с ужасом узнаёт, что по указанию главного электрика Роджера Симмонса (Ричард Чемберлен) были использованы расходные материалы, не отвечающие требованиям противопожарной безопасности. Трагедия себя ждать не заставляет…
Также в ролях: Стив МакКуин (главный пожарный Майк О’Хэллорэн), Уильям Холден (Джим Данкан), Фэй Данауэй (Сьюзан Франклин), Фред Астер (Харли Клерборн, номинация на «Оскар»), Сьюзан Блейкли (Пэтти), Ричард Чемберлен (Симмонс), Дженнифер Джонс (Лизолетт Мюллер), О.Дж. Симпсон (Джерниган), Роберт Вон (сенатор Паркер), Роберт Уогнер (Бигелоу), Сьюзан Флэннери (Лорри), Шейла Аллен (Пола Рэмсэй, в титрах как Sheila Mathews), Норман Бёртон (Гиддингс, в титрах как Normann Burton), Дебни Колман (помощник главного пожарного) Скотт Ньюман (молодой пожарный), в эпизодах Морин МакГоверн (певица, в качестве самой себя, без указания в титрах), Дженнифер Роудс (Джанет, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.01.2014
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На волне энтузиазма, проявленного широкой публикой в отношении фильмов-катастроф, руководство Warner Bros. приобрело за $390 тыс. права на экранизацию романа «Башня», опубликованного в 1973-м, а продюсер Ирвин Аллен, представляющий интересы Twentieth Century Fox Film Corporation, проделал то же самое (заплатив немного больше, $400 тыс.) с другой книгой – «Стеклянный ад», вышедшей из печати годом позже. Чтобы избежать ненужной конкуренции, крупные студии договорились об объединении усилий (с равным участием в производственных затратах, вылившихся в очень приличную сумму $14,2 млн.) с условием, что первой из них достанутся доходы от национального проката, второй – от демонстрации за рубежом. Причём опытному кинодраматургу Стирлингу Силлифанту пришлось изрядно постараться, чтобы не только свести воедино сюжетные линии разных литературных произведений (собственно, и название фильма является комбинацией заголовков романов), но и соблюсти требования двух главных «звёзд», приглашённых в проект на паритетных началах. Полу Ньюману и Стиву МакКуину были предложены идентичные финансовые компенсации (гонорар в $1 млн. и 10% от выручки), оба получили одинаковое количество экранного времени и диалогов, наконец, их имена расположены во вступительных титрах таким образом, чтобы ни в коем случае не обидеть «суперзвёзд»! Тем не менее у Пола поводы для сожалений нашлись…
Естественно, подобное мероприятие не могло не произвести эффект разорвавшейся бомбы, и «Ад в поднебесье» предсказуемо занял по итогам сезона первое место, принеся $48,8 млн. прокатной платы. Аллен, отчасти лично руководивший постановкой (это было заранее оговорено с опытным профессионалом Джоном Гиллермином), прибегнул к новаторским приёмам комбинированных съёмок и специальным эффектам, грамотно совмещая панорамные кадры с запечатлением специально возведённых декораций, а с другой стороны – всё же не позволил эпизодам действия полностью затмить человеческие характеры, по-особому проявляющиеся в экстремальной ситуации. Забавно, что, в пику ведущим знаменитостям, которым роли предоставили с избытком возможностей продемонстрировать отвагу и находчивость своих героев, повышенное внимание членов Американской киноакадемии заслужил1 Фред Астер. Неувядающий кумир мюзиклов изобразил циничного, хотя и не обделённого личным обаянием, престарелого мошенника, пытающегося выманить деньги у одинокой женщины, которого сама обстановка заставляет пересмотреть взгляды на жизнь. Но, пожалуй, ещё убедительнее Ричард Чемберлен в образе подленького и находящегося в глубокой депрессии зятя руководителя Duncan Enterprises, не желающего принимать на себя ответственность за случившееся – и даже малодушно пытающегося спасти собственную шкуру.
Впрочем, «Ад в поднебесье» интересен не только (не столько?) наличием острокритических мотивов – справедливым упрёком брандмейстера, что архитекторы продолжают проектировать высотные здания, не удосужившись узнать, что любой пожар выше седьмого этажа автоматически порождает огромные, зачастую непреодолимые трудности. К тому же, ситуацию усугубляет порочная практика строительных компаний, экономящих на расходных материалах, пренебрегая соображениями безопасности… Любопытнее, что и Ричард Мартин Стерн, и Томас Н. Скортиа с Фрэнком М. Робинсоном оттолкнулись от факта возведения Всемирного торгового центра. И оба романа, равно как и их экранизация, действительно прозвучали грозным и, как водится, проигнорированным предупреждением (в частности, в мае 1988-го загорелся двенадцатый этаж в здании, ныне известном как Аон-центр2) – но не в отношении величественных башен-близнецов. Недаром говорится, что кому суждено сгореть – тот не утонет…
.
__________
1 – Вероятно, сказалась своеобразная традиция, сложившаяся благодаря «Аэропорту» /1970/.
2 – Мы можем вспомнить и пожар в Останкинской телебашне в августе 2000-го года.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Симонов Егор. Звездные дети. // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 19-21.
Комов Юрий. Деловой Голливуд: агенты и «звезды» // Искусство кино. – 1978, № 5. – С. 142-153.
Карцева Елена. Джинджер и Фред: танцы на крышках роялей // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 24. – С. 72-74.
Алова Л. Платите… и ужасайтесь // Видео Дайджест. – 1989, № 2. – С. 20-24.
Михайлов Валентин. Суперэффекты // Видео-Асс. – 1990, № 1. – С. 84-89.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Морозов Александр. Катастрофа – и никакого риска // Советский экран. – 1990, № 10. – С. 30-31.
Звегинцева Ирина. Стив Маккуин. Право на суд // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 81.
Дети звёзд сияют недолго // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 8. – С. 42-43.
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий