Аэроплан! / Airplane! (1980)

Аэроплан! / Airplane! (1980): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Самолёт!» / «Аэроплан» / «Самолёт» (варианты перевода названия), «Летим высоко!» / «Летая высоко!» / «Flying High!» (Новая Зеландия, Филиппины, Австралия).

США.
Продолжительность 88 минут.

Режиссёры Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер.

Авторы сценария Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер по мотивам сценария Артура Хейли, Холла Бартлетта, Джона К. Чэмпиона (без указания в титрах) и телесценария Артура Хейли (без указания в титрах).

Композитор Элмер Бернстайн.
Оператор Джозеф Ф. Байрок (в титрах как Joseph Biroc).

Жанр: комедия

Краткое содержание
Тед Страйкер (Роберт Хейз), служивший в годы войны пилотом истребителя, но до сих пор не избавившийся от полученной тогда психологической травмы, зарабатывая на жизнь скромным таксистом, не выдерживает и покупает билет на рейс, которым летит стюардесса Элейн Дикинсон (Джули Хагерти) — его девушка, заявившая о намерении уйти. К несчастью, пассажиров авиалайнера ждёт масса неприятных сюрпризов.

Также в ролях: Карим Абдул-Джаббар (Роджер Мёрдок, в титрах как Kareem Abdul-Jabaar), Ллойд Бриджес (Стив МакКроски), Питер Грейвз (капитан Кларенс Овур), Лесли Нильсен (доктор Румак), Лорна Паттерсон (Рэнди), Роберт Стэк (Крамер), Стивен Стакер (Джонни), Отто (в роли самого себя, автопилота), Джим Абрахамс (шестой религиозный фанатик), Джонатан Бэнкс (Гандерсон), Крэйг Беренсон (Пол Кэри), в эпизодах Джеймс Хонг (японский генерал), Шарлотт Цукер (накрашенная дама), Дэвид Цукер (член наземной команды), Джерри Цукер (член наземной команды).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.01.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Аэроплан! / Airplane! (1980): кадр из фильма
Чернокожие «братья» и поющая монахиня

Джим Абрахамс, Дэвид Цукер и Джерри Цукер, выдержавшие нешуточную схватку с чиновниками режиссёрской гильдии, поначалу не соглашавшимися одобрить размещение в титрах имён сразу трёх постановщиков, оказались, наверное, самыми честными пародистами в истории кинематографа. Решив перестраховаться, продюсеры приобрели права на картину «Час Зеро!» /1957/, одним из сценаристов которой выступил Артур Хейли. Другое дело, что дебютанты1 не удержались – и заодно охватили не только всё творчество прославленного кинодраматурга и писателя (от телевизионной ленты «Рейс в опасности» /1956/ до, само собой, легендарного «Аэропорта» /1970/), но и жанр фильмов-катастроф в целом. Вплоть до спилберговских «Челюстей» /1975/! Руководство Universal Pictures даже пригрозило судебным иском, если не в меру язвительные конкуренты посмеют опорочить их детище, задействовав актёров из славного (и очень прибыльного) цикла, в который вылилась экранизация хейлиевского бестселлера. Как будто это всерьёз помешало вдоволь поглумиться над знакомыми перипетиями… Если благообразная старушка с возмущением отказывается от предложения другого пассажира взбодриться, сделав глоток из фляги с горячительным напитком, то только потому, что готовится принять дозу кокаина. Да и МакКроски, руководящий аварией с земли, в сердцах бросает, что выбрал неудачную неделю, чтобы бросить курить, пить, принимать амфетамины и нюхать клей.

Аэроплан! / Airplane! (1980): кадр из фильма
Незадолго до харакири

Впрочем, не следует думать, будто ЦАЦ (так пересмешников для краткости стали называть многочисленные поклонники их таланта) сорвали аплодисменты2 исключительно благодаря непристойным шуткам и гэгам. Контролируемое безумие (как более совершенное состояние, чем описанная у Карлоса Кастанеды контролируемая глупость) авторов зиждется на очень широком спектре художественных, философских, социальных вопросов. Да, владельцы авиакомпаний обязаны усилить контроль над качеством подаваемой пищи! Да, человек не должен зацикливаться на прошлом и раз за разом заново переживать мучительный опыт. Да, техника идёт вперёд семимильными шагами, и автопилот (между прочим, фигурирующий под именем Отто наравне с одушевлёнными исполнителями) тоже имеет право на личное счастье или хотя бы – на небольшое удовольствие во время исполнения ответственной работы. И всё-таки особым шиком воспринимается игра с «техническими» приёмами – вроде рирпроекции и привычных монтажных стыков. Абрахамс и Цукеры, только-только освоившись в профессии, с лёту взялись за основу основ – условности киноязыка. И в этом заключается следование, возможно, самой важной традиции национальной комической школы, сверхзадачей которой всегда было – довести до абсурда, поставив тем самым под сомнение, принципы традиционного повествовательного кинематографа. Отдельного «спасибо» режиссёры заслуживают за открытие ярких комедийных дарований у актёров, в первую очередь – у Лесли Нильсена, сделавшего первую заявку на звание неувядающего короля пародии.

.

__________
1 – Правда, на их счету уже было сотрудничество с Джоном Лэндисом на уморительном киноальманахе «Солянка по-кентуккийски» /1977/.
2 – При бюджете $3,5 млн. кассовые сборы составили $83,4 млн., прокатная плата – $40,6 млн. (четвёртое место в сезоне).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Киселев Саша. Цукер, Абрахамс, Цукер: персонаж смех // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 38-40.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+