Аэропорт / Airport (1970)

Аэропорт / Airport (1970): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

США.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёры Джордж Ситон, Генри Хэтэуэй (натурные зимние сцены, без указания в титрах).

Автор сценария Джордж Ситон (номинация на «Оскар») по роману Артура Хейли.

Композитор Альфред Ньюман (номинация на «Оскар»)

Оператор Эрнест Ласло (номинация на «Оскар»).

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Управляющий международным аэропортом имени Линкольна Мел Бейксфелд (Берт Ланкастер) сталкивается с рядом серьёзных трудностей, вызванных снежным бураном. На взлётно-посадочной полосе два-девять застрял Boeing 707, член Совета уполномоченных Акерман (Лэрри Гэйтс) требует остановить работу до утра, ссылаясь на жалобы жителей расположенного по соседству городка Медоувуд, наконец, Таня Ливингстон (Джин Сиберг), агент по обслуживанию пассажиров, просит помочь разобраться со злостной безбилетницей Адой Куонсетт (Хелен Хейс, премия «Оскар»), по облику — благообразной старушкой. Однако всё это — ещё цветочки…

Также в ролях: Дин Мартин (Вернон Демерест), Жаклин Биссет (Гвен Майген), Джордж Кеннеди (Патрони), Ван Хефлин (Д.О. Герреро), Морин Стейплтон (Иньес Герреро, номинация на «Оскар»), Бэрри Нельсон (Энсон Харрис), Дэна Винтер (Синди Бейксфелд), Ллойд Нолан (Гарри Стэндиш), Барбара Зэйл (Сэра Демерест).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.10.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Аэропорт / Airport (1970): кадр из фильма
Трудное решение…

Хотя Артур Хейли принял решение стать профессиональным писателем ещё в 1956-м году, а, например, роман «Отель» /1965/ пользовался повышенным читательским спросом и был оперативно перенесён на экран «фабрикой грёз», именно «Аэропорт» /1968/ ознаменовал начало наивысшего взлёта его карьеры, возглавив список бестселлеров газеты New York Times. Собственно, триумф киноверсии оказался предрешён, обеспечив картине (правда, с внушительным производственным бюджетом в размере $10 млн.) второе место в сезоне с результатом $100,5 млн. кассовых сборов и позволив резко упрочить положение кинокомпании Universal Pictures. Мало того, постановка Джорджа Ситона (часть натурных эпизодов была отснята под руководством другого режиссёра-ветерана, Генри Хэтэуэя) задала новую моду – сначала в Голливуде, а затем и среди кинематографистов других стран1 – на фильмы катастроф, продержавшуюся минимум десятилетие. Впрочем, как раз в «Аэропорте» упор сделан не столько на аварию как таковую, последствия которой приходится спешно ликвидировать пилотам, стюардессам и пассажирам повреждённого авиалайнера при поддержке технического персонала наземных служб, сколько на конкретных личностях – профессионалах своего дела.

Аэропорт / Airport (1970): кадр из фильма
Руководитель с большой буквы!

Эта сторона произведения подвергалась, пожалуй, наиболее острой критике (не говоря уже про беспардонное вышучивание в пародии «Аэроплан!» /1980/), и действительно сложно не заметить, что в отдельные моменты лента находится в опасной близости от телевизионной «мыльной оперы». Грубо говоря, подробности частной жизни персонажей (незавидная доля Герреро, рушащийся брак Бейксфелда, беременность Гвен от Демереста…) обрисовываются с не меньшей дотошностью, чем специфика трудовых будней работников аэропорта, доскональному исследованию которой беллетрист посвятил столько времени и сил. Хлёстче всех высказался, пожалуй, актёр Берт Ланкастер, окрестивший фильм, которому его игра придала ощутимый драматизм, «самым большим куском отходов, когда-либо произведённым»2. И всё же чувство меры авторам не изменяет, а все внутрисемейные дрязги и любовные неурядицы изрядно блекнут по мере того, как становится ясно: избежать возникновения экстремальной ситуации, скорее всего, не удастся. Ситон и Хейли не обходят молчанием отдельные недостатки капиталистического общества, грозящие обернуться людскими жертвами (бывший взрывник, ныне безработный, ставший воздушным террористом, не воспринимается однозначно отрицательной фигурой!), но вместе с тем – не скрывают гордости за тех соотечественников, кто готов, рискуя собственным здоровьем, прийти другим на выручку… Забавно, что, в пику «звёздам», получившим героические партии, премию «Оскар» заслужила Хелен Хейс, с толикой добродушного юмора изобразившая миссис Куонсетт, пользующуюся ангельским обликом («старушка-божий одуванчик»), чтобы раз за разом проникать без билета на борт самолёта.

.

__________
1 – Не исключая Советский Союз, где «Экипаж» Александра Митты вышел вскоре после перевода литературного оригинала на русский язык.
2 – Airport ‘junk’ – Lancaster // The Montreal Gazette. – 1971. – March 8. – P. 14.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter