Афера / The Sting (1973)
Полнометражный фильм (премия «Оскар»).
Другие названия: «Жало» / «Укус» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 129 минут.
Режиссёр Джордж Рой Хилл.
Автор сценария Дэвид С. Уорд (премия «Оскар»).
Музыка Скотта Джоплина в обработке Марвин Хэмлиша (премия «Оскар») и аранжировке Билла Байерса (без указания в титрах).
Оператор Роберт Сартис (номинация на «Оскар»).
Жанр: комедия, криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Чикаго, 1936-й год, Великая депрессия. Престарелый аферист Лютер Коулман (Роберт Эрл Джонс) заявляет своему талантливому ученику и компаньону Джонни Хукеру (Роберт Редфорд, номинация на «Оскар»), что после провёрнутого накануне дельца, в результате которого удалось разжиться на огромную сумму — одиннадцать тысяч долларов, он намерен уйти на покой. К несчастью, жертвой оказался человек местного криминального авторитета Дойла Лоннегана (Роберт Шоу), быстро установившего личность Лютера и учинившего жестокую расправу. Джонни, сам чудом оставшийся в живых, выходит на старого друга покойного наставника, Генри Гондорфа (Пол Ньюман), и тот предлагает осуществить изощрённый план мести.
Также в ролях: Чарльз Дарнинг (лейтенант Уильям Снайдер), Рэй Уолстон (Дж.Дж. Синглтон), Эйлин Бреннан (Билли), Хэролд Гулд (Кид Твист), Джон Хеффернан (Эдди Найлс), Дана Элкар (агент ФБР Полк), Джек Кехо (Эри Кид), Димитра Арлисс (Лоретта), Джеймс Слойэн (Моттола), Чарльз Диркоп (телохранитель Флойд), Салли Кёркленд (Кристал).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.08.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сегодня кажется почти невероятным, что Джордж Рой Хилл и блистательные актёры, воплотившие образы неразлучных товарищей Бутча Кэссиди и Санденса Кида, могли и не встретиться на съёмочной площадке, а ведь, казалось, должны были с нетерпением ждать нового шанса поработать вместе после триумфа уникального вестерна. Поначалу даже Роберт Редфорд, в расчёте на которого начинающий кинодраматург (в будущем – режиссёр, совмещающий интерес к спорту и эксцентрике) Дэвид С. Уорд писал сценарий, не заинтересовался ролью, и среди возможных кандидатов рассматривались Джек Николсон и Уоррен Битти. Да и говорить о воссоздании равноправного дуэта всё-таки не приходится… Одарённый, хотя и отличающийся импульсивностью натуры, неравнодушный к мимолётным романам и подпольным игорным заведениям, Джонни поневоле вынужден признать верховенство Генри, демонстрирующего, невзирая на пагубное пристрастие к спиртным напиткам и скептическое, а то и откровенно циничное отношение ко всему на свете, острый ум и исключительное понимание людей. В том числе богатых и очень опасных – своих потенциальных жертв. Пол Ньюман, пожалуй, впервые предстаёт не отчаянным бунтарём (как минимум, в душе!), а умудрённым опытом и… уставшим от вечных подлостей и предательств авантюристом, нацеленным на результат в куда большей степени, чем наслаждающимся красотой организовываемых афер. Но именно такой расклад оказался безупречным, и картина, снискав оглушительный коммерческий успех1, покорила ещё и членов американской Академии кинематографических искусств и наук, почти сразу став общепризнанной классикой.
Можно понять возмущение Дэвида У. Мауэра, заметившего, что кинематографисты частично использовали (без ссылки на него) факты, изложенные в книге «Большая афера: история мошенника» /1940/, посвящённой деяниям братьев Фреда и Чарли Гондорфов, который подал судебный иск на 10 миллионов долларов – впрочем, безрезультатно. Изощрённая интрига, зиждущаяся на хитроумном плане, включающем в себя по-настоящему сложную многоходовую комбинацию, когда заранее предугадана любая мелочь и когда можно (и следует!) использовать каждого, кто подвернётся под руку, включая пронырливого лейтенанта полиции, действительно важна. Вкупе с чуть ироничной и вместе с тем – подёрнутой дымкой грусти интонацией, задаваемой музыкальными сочинениями Скотта Джоплина в жанре регтайм2, она производит сильное впечатление, особенно с учётом того, что вплоть до развязки остаётся неясно, удастся ли обвести вокруг пальца прожжённого негодяя – и кто кого предал? Не удивительно, что фильм задал долгосрочную и, по сути, общемировую моду не только на кинопроизведения о жуликах-виртуозах, но и на стиль ретро – тщательную (любовную!) реконструкцию атмосферы 1920-30-х годов. И всё-таки художественный результат Хилла и Уорда остаётся в известном смысле недосягаемым для бесчисленных продолжателей, в том числе талантливых и тоже добившихся признания. Феномен «Аферы» был бы, убеждён, немыслим без философско-социальной подоплёки весёлого и занимательного действа, которая может остаться незамеченной (подобно тому, как легко не уловить иносказательный пласт повествования в истории о предводителях банды «Дыра в стене»), но которая – всё же принципиальна для понимания замысла. Великая депрессия на поверку оказывается – и именно в тот момент, что привлёк внимание авторов – поразительно созвучной другому, финансово-энергетическому глобальному кризису, сотрясшему Запад спустя несколько десятилетий. Режиссёр не без издёвки показывает, как надлежит действовать («а теперь действовать, действовать и действовать», как призывал Остап Бендер), чтобы не попасться на новую провокацию, организованную состоятельными и влиятельными людьми с суровым, вечно недовольным выражением лица. Теми, кто считает себя выше закона и государства, не говоря уже о простых смертных… Никто не обещает, что будет просто: придётся максимально напрячь извилины и не раз рискнуть собственной шкурой – но без разработки и осуществления ответной аферы, как ни крути, не обойтись.
.
__________
1 – При бюджете $5,5 млн. кассовые сборы только в национальном прокате составили $159,6 млн., и не менее горячий приём ждал картину и во Франции, Италии, Швеции и т.д.
2 – Основательно забытые даже к тому времени, когда развёртываются экранные события, стараниями Марвина Хэмлиша мелодии вернулись из небытия.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 12. – С. 31.
Абдуллаева З. Семь дней Редфорда // Искусство кино. – 1988, № 9. – С. 126-133.
Абдуллаева Зара. На rendez-vous с Александром Абдуловым // Искусство кино. – 1992, № 7. – С. 90-94.
«Афера» // Видео Дайджест. – 1988, № 9. – С. 126-133.
Дудкина Валентина. Роберт Редфорд: Они зовут меня Мистер Санденс // Видео-Асс Сателлит. – 1993, № 05, октябрь. – С. 13-18.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий