Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair (1968)

Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair (1968): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Дело Томаса Крауна» / «Роман Томаса Крауна» (варианты перевода названия), «Ограбление Крауна» / «The Crown Caper», «Томас Краун и компания» / «Thomas Crown and Company», «Томас Краун, эсквайр» / «Thomas Crown, Esquire» (рабочие названия).

США.

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Норман Джуисон.

Автор сценария Алан Трастман.

Композитор Мишель Легран (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»; премии «Оскар» и «Золотой глобус» за песню The Windmills of Your Mind на музыку Мишеля Леграна и слова Алана Бергмана и Мэрили Бергман).

Оператор Хаскелл Уэкслер.

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Томас Краун (Стив МакКуин), специализирующийся на сделках с недвижимостью, инвестициях, валютных операциях, состояние которого оценивается минимум в четыре миллиона долларов США, планирует и проворачивает дерзкое ограбление бостонского финансово-кредитного учреждения на внушительную сумму — $2 660 527,62. Положив деньги на счёт в швейцарском банке, бизнесмен-интеллектуал продолжает вести привычный образ жизни, ища спасения от скуки. К расследованию преступления подключается Викки Андерсон (Фэй Данауэй) — следователь покрывшей убытки страховой компании. Женщина прямо заявляет Крауну, что тот является главным подозреваемым, но дальше события начинают развиваться совсем странно: у Томаса и Викки завязывается роман.

Также в ролях: Пол Берк (детектив Эдди Мэлоун), Джек Уэстон (Эрвин Уивер), Гордон Пинсент (Джейми МакДональд), Бифф МакГуайр (Сэнди), Яфет Котто (Карл), Эддисон Пауэлл (Эйб), Астрид Хирен (Гвен), Патрик Хорган (Дэнни), Кэрол Корбетт (мисс Салливан).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.06.2022

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair (1968): кадр из фильма
Когда богачу скучно…

Этот фильм может послужить предметом занятных размышлений на досуге о взаимном влиянии подлинной реальности и искусства, пусть и искусства массового. Замысел родился в голове Алана Трастмана под впечатлением от работы в Первом национальном банке Бостона, хотя непосредственно в момент написания сценария он трудился уже на ином – юридическом – поприще. А с другой стороны некто Теодор Джон Конрад провернул (11-го июля 1969-го года) успешное ограбление финансово-кредитного учреждения в Кливленде, где исполнял обязанности кассира и откуда сумел вынести $215 тыс. Полиция позже установила, что в процессе подготовки преступник посмотрел картину с дюжину раз и даже рассказывал о дерзкой затее друзьям, не принявшим его слова всерьёз… Стремление к пресловутой правде жизни подчас грозит сыграть с творцами злую шутку! Впрочем, вряд ли кто-то всерьёз захочет возложить на авторов вину не то что в уголовном, а и в нравственном плане. В «Афере Томаса Крауна» при всём желании не усмотреть подстрекательства к аморальным (и предусматривающим наказание по закону) деяниям или оправдания нехороших поступков. Произведение всё-таки о другом.

Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair (1968): кадр из фильма
Деньги как символ. И как наличность

В стилистическом отношении лента ознаменовала собой кульминацию увлечения кинематографистов (прежде всего голливудских) полиэкраном. Известно, что Норман Джуисон значился среди посетителей всемирной выставки «Экспо-67», где среди прочего демонстрировались экспериментальные опусы «В лабиринте» /1967/ и «Стоянка» /1967/, и апробированная в последнем из них техника, разработанная канадцем Кристофером Чепменом1, очень понравилась Стиву МакКуину. Здесь нужно отдать должное отвечавшему за монтаж Хэлу Эшби, который добился поразительного результата. Между прочим, задача осложнялась тем, что признанный французский композитор Мишель Легран убедил продюсеров отступиться от привычного алгоритма: материал «собирался» под заранее написанную музыку, а не наоборот. Отдельного упоминания заслуживают кадры с проникновенной песней-лейтмотивом The Windmills of Your Mind, пользовавшейся популярностью на протяжении десятилетий (в том числе в нескольких кавер-версиях). Все эти элементы придают неповторимое эстетическое обаяние фильму, закономерно полюбившемуся публике (собравшему $14 млн. при бюджете $4,3 млн.), а сегодня – позволяющему окунуться с головой в атмосферу той памятной эпохи. Ведущий актёр впоследствии называл картину любимой из всех, где снимался, и оперативно привлёк Трастмана к написанию нового сценария – для боевика «Буллит» /1968/.

Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair (1968): кадр из фильма
Чувства одержат верх?

Создателям удаётся мастерски удерживать внимание зрителей, притом что сразу не составляет секрета, кто стоит за ограблением – и как именно мистеру Крауну удалось организовать акцию (по преимуществу дистанционно!). Однако исход изощрённой игры в «кошки-мышки», затеянной мисс Андерсон, остаётся волнующе неясным. Пуская в ход женские чары, она сама оказывается в плену внезапно вспыхнувшей любви, и по мере развития романа (кстати, английское слово «the affair» допускает и такой перевод) борьба между чувством и долгом обостряется. Что одержит верх? И сможет ли Томас вырваться из ловушки, в которую по доброй воле направляется?.. Вместе с тем Джуисон раскрывается как умный, наблюдательный художник, принципиально не ограничиваясь криминально-детективными и мелодраматическими перипетиями. Для него представляет повышенный интерес феномен человека, добившегося всего, о чём большинство обывателей не смеет и мечтать, и тем не менее подспудно ощущающего пустоту, гнетущую бесцельность бытования. Увлечение разными видами спорта (от гольфа до конного поло), полёты на одноместном планёре, езда на огромных скоростях на дорогом автомобиле – ничто не в состоянии помочь обрести мало-мальски значимый смысл существования. Идеальное преступление как раз и должно было послужить способом почувствовать себя живым, ощутить полноту эмоций. Встреча с Викки дала такой шанс, но для того, чтобы воспользоваться необычным подарком судьбы, нужно мужество на грани безумства.

.

__________
1 – Так называемая «multi-dynamic image technique».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Стив Маккуин. Право на суд // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 81.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+