Агата / Agatha (1979)

Агата / Agatha (1979): постерПолнометражный фильм.

Великобритания.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Майкл Эптед.

Авторы сценария Кэтлин Тайнан, Артур Хопкрафт по сюжету Кэтлин Тайнан.

Композитор Джонни Мэндел.

Оператор Витторио Стораро.

Жанр: драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Англия встревожена вестью: бесследно исчезла Агата Кристи (Ванесса Редгрейв). Подозрения падают на её мужа, полковника Арчибальда Кристи (Тимоти Далтон), который действительно ведёт себя странно в надежде скрыть от следователей и общественности, что накануне объявил супруге о намерении подать на развод, чтобы жениться на мисс Нэнси Нил (Селия Грегори). Начинаются широкомасштабные поиски, однако о том, как установить местонахождение знаменитой писательницы, догадывается лишь один человек — американский журналист Уолли Стэнтон (Дастин Хоффман).

Также в ролях: Хелен Морс (Эвелин Кроули), Пол Брук (Джон Фостер), Кэролайн Пиклс (Шарлотта Фишер), Тимоти Уэст (Кенуорд), Тони Бриттон (Уильям Коллинс), Алан Бэйдел (лорд Блэкенбери), Роберт Лонгден (Петтелсон), Дональд Нидсдейл (дядя Джонс).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.12.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Агата / Agatha (1979): кадр из фильма
Отчаялась…

Кэтлин Тайнан значится в титрах автором сюжета, на основе которого написала сценарий вместе с Артуром Хопкрафтом. Но на самом деле она впервые обратилась к обстоятельствам загадочного (по-прежнему, надо сказать, будоражащего воображение поклонников популярного жанра) исчезновения на одиннадцать дней Агаты Кристи, имевшего место в 1926-м году, ещё в романе «Летний самолёт» /1975/. Заманчиво попытаться объяснить пристальный интерес к событию у дочери легендарного военного корреспондента, пошедшей (вместе с братом Дэвидом Хэлтоном) по стопам отца и сделавшей впечатляющую карьеру в СМИ1, – профессиональной гордостью. Как-никак мистер Стэнтон не просто демонстрирует качества, которым бы позавидовал Эркюль Пуаро, не говоря уже о занимающемся поисками инспекторе. Умение собирать информацию в процессе неформального общения со свидетелями и её анализировать, структурируя полученные данные и отсекая несущественные детали, при проведении журналистского расследования играют не менее важную роль, чем в работе сыщика. Тем более приятно осознавать, что Уолли вступил в напряжённую дуэль интеллектов не с кем-нибудь, а с литературной королевой, не имеющей себе равных в придумывании (и продумывании) изощрённых интриг. К слову, Майкл Эптед действительно мастерски (не хуже, чем в «Парке Горького» /1983/!) нагнетает саспенс и в конечном счёте – с неотвратимостью подводит к идее о том, что после такого количества написанных романов, повестей, рассказов для Агаты сама повседневность в каком-то смысле уподобилась детективу.

Агата / Agatha (1979): кадр из фильма
Несостоявшийся роман

Впрочем, есть подозрение, что главное, что привлекло Кэтлин в истории в целом и в личности коллеги в частности, – другое. Сложное переплетение высоких чувств, толкающих людей на отчаянные поступки, достигает наивысшего накала ближе к финалу, когда становятся ясны детали плана, разработанного писательницей, по изощрённости избранного способа самоубийства достойной сравнения с Анной Карениной2! При этом Стэнтон, грубо выставленный за дверь рассерженным Арчибальдом, раскрылся человеком в высшей степени тактичным и чутким. Уже решение не отдавать в печать готовую статью, которая бы точно вызвала сенсацию, свидетельствует о похвальной приверженности журналистской этике, для большинства так называемых «акул пера» остающейся пустым звуком. Уолли отваживается на признание Агате в любви, не претендуя на взаимность и не смея надеяться на то, что она добровольно расторгнет брак с жестоким человеком, по-прежнему занимающим всё её существо. Что это? Детектив? Мелодрама? Вслед за Тайнан режиссёр стремится постичь, скорее, законы самой жизни (или, говоря словами древних, всесильного рока), в которой человек, как бы тщательно всё ни продумывал и безупречно ни действовал, лишь предполагает, а Бог – располагает. Дастин Хоффман (между прочим, неофициально исполнявший функции продюсера, хотя картина и не имела особого коммерческого успеха) и Ванесса Редгрейв пусть не называли роли в числе своих любимых и лучших, но составили всё же запоминающийся тандем, впечатляюще раскрыв драму мужчины и женщины, вынужденно мирящихся с неразделёнными нежными чувствами.

.

__________
1 – Характерный штрих: её имя упоминается в романе Хелен Филдинг «Дневник Бриджет Джонс» /1996/.
2 – Если учесть, какой диковинкой – почти чудом – являлся поезд для второй половины XIX века.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Агата Кристи. Рыцарь пишущей машинки // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 136.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+