Агора / Agora / Ágora (2009)

Агора / Agora / Ágora (2009): постер

Полнометражный фильм (номинации на приз зрительских симпатий Европейской киноакадемии и на премию «Гойя»).

Другие названия: «Туманы времени» / «Mists of Time» / «Brumas del tiempo» (рабочее название).

Испания.

Продолжительность 127 минут (расширенная версия – 141 минута).

Режиссёр Алехандро Аменабар (номинация на «Гойю»).

Авторы сценария Алехандро Аменабар, Матео Хиль (премия «Гойя»).

Композитор Дарио Марианелли (номинация на «Гойю»).

Оператор Шави Хименес (премия «Гойя»).

Также премии «Гойя» получили: Ги Хендрикс Диас (художник-постановщик), Габриэлла Пескуччи (художник по костюмам), Ян Сьюэлл, Сюзанна Стокс-Мантон (грим), Хосе Луис Эсколар (общее руководство съёмкой), Крис Рейнольдс, Феликс Бергес (специальные эффекты).

Также на премию «Гойя» номинировались: Начо Руис Капиллас (монтаж), Петер Глоссоп, Гленн Фримантл (звук).

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
391-й год, Александрия. Адепты христианства, ещё недавно жестоко преследовавшиеся властями Римской империи, достигли такого влияния, что начали в открытую нападать на тех, кого объявили идолопоклонниками. Гипатии (Рэйчел Вайс, номинация на «Гойю»), схоларху местной школы, расположенной в здании Александрийской библиотеки, которая пользуется всеобщим уважением за глубокие познания в философии, математике, астрономии, не удаётся убедить почтенных мужей, включая собственного отца Теона (Майкл Лонсдейл), не затевать распрю. В результате поборникам языческих религий не остаётся места в Египте… Но как сложится судьба самой Гипатии, чьи ученики, приверженцы разных вероучений, вскоре займут видные посты?

Также в ролях: Макс Мингелла (Давус), Оскар Айзек (Орест), Ашраф Бархом (Аммоний), Руперт Эванс (Синезий), Ричард Дёрден (Олимпий), Сами Самир (епископ Кирилл), Хомаюн Эршади (Аспазий), Омар Мостафа (Исидор), Мануэль Коэн (Медор).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.07.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Агора / Agora / Ágora (2009): кадр из фильма
Размышляет о законах бытия

Королевство Испания считается светским государством, в котором – согласно шестнадцатой статье Конституции – провозглашена свобода вероисповедания. Но ведь даже согласно официальным данным примерно три четверти населения страны относят себя к приверженцам Римско-католической церкви, а вообще христиане составляют подавляющее большинство (по оценкам социологов, до 95%!) жителей. В данной связи решение поддержать проект Алехандро Аменабара на официальном уровне – посредством выделения гранта Институтом кинематографии и аудиовизуальных искусств, подведомственным министерству культуры – выглядело, прямо скажем, неоднозначно. Помимо того, что внушительные (порядка €50 млн., или $70 млн.) производственные затраты было сложно компенсировать, само обращение к судьбе Гипатии Александрийской не без оснований воспринималось вызовом иерархам. Впрочем, опасения оказались напрасными – и из общемировых кассовых сборов ($39 млн.) львиная доля1 пришлась именно на Испанию, где авторов ждал триумф и на церемонии вручения главных национальных кинопремий «Гойя». Думаю, это справедливо, какой бы суровой и бескомпромиссной трактовки ни придерживались создатели, уверяющие: невзирая на отделяющие нас века и тысячелетия, всё, что показано в фильме, сохраняет жгучую актуальность.

Агора / Agora / Ágora (2009): кадр из фильма
Вдохновляет учеников

Аменабар и Матео Хиль, возможно, заслуживают упрёков в том, что действие несколько затянуто (особенно в расширенной версии), а композиция – не отличается гармоничностью. В целом лента видится типичной (в хорошем смысле) биографической драмой, но местами – так углубляется в анализ исторических событий, что личность женщины-философа, которой выпал жребий жить в непростое время, невольно отходит на дальний план. Игра Рэйчел Вайс, безусловно, эмоционально заразительна, и актрисе (между прочим, режиссёр сразу «видел» в главной роли исключительно её) действительно удаётся воплотить запоминающийся образ поборницы справедливости, не признающей никакие авторитеты, кроме Истины, и бьющейся над разгадками тайн мироздания. Пожалуй, и не требовалось столько патетики в заключительных (помещённых в финальные титры) словах, посвящённых Гипатии, чтобы оценить колоссальный вклад в науку этой представительницы прекрасного пола, чуть ли не предвосхитившей эпохальные открытия Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано Бруно… Вместе с тем не покидает ощущение, что для Алехандро было важнее постичь причины смены вех, подвергнуть беспристрастному разбору механизм завоевания гегемонии как таковой: кто и каким способом одержит верх на агоре – на рыночной площади, где со времён древнегреческих полисов решались (на собраниях) ключевые общественные вопросы. Осквернение статуи божества Сераписа, почитаемого александрийцами, провоцирует жестокую месть, которая в свою очередь приводит к осаде огромным (неожиданно огромным) числом христиан библиотеки, а много позже – начинается война с иудеями, завершившаяся погромами и изгнанием членов общины. Как всё это до боли знакомо! Меняются религии, но, увы, не методы и не цели изуверов. Там, где на место веротерпимости приходят фанатизм и экстремизм, кровь льётся рекой, и варварство уничтожает достижения цивилизации. Кинематографисты отнюдь не склонны объявлять парабаланов величайшими злодеями в истории, а их врагов – безвинными жертвами. Это – лишь пример, частный случай, раскрывающий действие универсальных законов. Хочется надеяться, что зрители верно поняли пафос «Агоры», внутренне откликнувшись на призыв извлечь уроки из прошлого.

.

__________
1 – Около $30 млн., притом что за океаном успеха картины с участием международной «звезды», снятой на английском языке, не последовало (всего $0,6 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+