Аккомпаниаторша / L’accompagnatrice (1992)

Франсуа Яник, Катков Валерий. Дочь писателя ночи // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22. – С. 82-84.

ДОЧЬ ПИСАТЕЛЯ НОЧИ

ЭТО НЕ КИНОПРОБА. СНИМОК В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ РОМАН БОРИНЖЕР – СЛЕВА

Роман Боринжер дебютировала в большом кино (уместен ли тут этот глагол: вполне могли вырезать пару ее реплик, поданных отцу-партнеру в фильме Дидьера Руссе «Камикадзе») в 13 лет.

Ей представился шанс. Как и многим в кино, хотя кисло жаждущих получить его не поддается учету. Гораздо легче перечесть тех у кто сумел им воспользоваться. Роман сумела.

Это очень веселая девушка с очаровательным взглядом, милой улыбкой, с черными, спадающими на лоб, волосами. Но, собственно, давать ее словесный портрет нет нужды – вот она перед вами на наших слайдах. Скажем лишь, что если б красота, телесное очарование служили гарантией счастья, безоблачности земного бытия, Роман оставалось бы лишь завидовать самой себе. А может быть (как знать?), роптать на Бога за штилевое начертание судьбы, окажись оно таким в действительности…

Мятеж в крови Роман. Ведь она дочь строптивого актера, поэта-песенника, «писателя ночи» Ричарда Боринжера. Актерство же в ее духовных генах: Боринжер-старший снялся во многих фильмах, в том числе у Люка Бессона в «Метро» и Жана-Лу Хьюберта в «Большой дороге». Отец часто брал маленькую Роман с собой: съемочная площадка стола как бы колыбелью ее духовного рождения. Колыбель, как известно, отнюдь не выстланная пухом, но она ее полюбила: «Но съемочной площадке я чувствую себя как рыба в воде. Это единственное место в

82

мире, где я никогда не скучаю, забываю обо всем на свете. Это истинный рой». Первый шажок из колыбели на большой экран Роман сделала в тринадцать лет: всего пора реплик своему отцу в фильме Дидьера Гуссе «Камикадзе». Потом был второй шажок, – ролька в фильме «Девочка». Далее – искус театральной игры, международные гастроли с шекспировской «Бурей» Питера Брука. Говорят, у Славы сияющие крыла, да только она ими редко пользуется – все больше пешочком, шажком. Потому и ждать ее приходится. Ждать (суеверно не признаваясь в этом даже самому себе) и, разумеется, работать – исступленно, на износ, с беспощадностью к себе человека, взявшегося долбить камни на мостовой.

Все это изведало и Роман, прежде чем в 1992 году пол на нее первый отблеск кинославы: роль аккомпаниаторшы в одноименном фильме Клода Миллера. Роль – по-чеховски сложного психологического рисунка. Роман играет существо, предонное музыке и добровольно ушедшее в тень оперной дивы, которой она служит. И весь ее протест (а поводов для него у героини актрисы, в силу более глубокого понимания прекрасного в музыке, чем у патронессы-дивы) немало, выражается то глубокой краской смущения, то дурнотой (чуть не обмороком), когда она решается хоть как-то утвердить собственный взгляд на искусство. Особый этап в биографии Роман (творческой и житейской) фильм «Дикие ночи» Сирила Колларда. Это, по сути, самораскрытие, исповедь режиссера и сценариста накануне его гибели, что придает картине истинно трагическое звучание. Фабула ее проста и, увы, не выдумано: любовь – секс – СПИД. Потому-то картина и получила широкий общественный резонанс. Лаура, героиня Роман Боринжер, на первый взгляд антагонист ее аккомпаниаторши: агрессивна, плюет на людей, а на самом деле так же беззащитно перед свинцовыми мерзостями жизни – до того, что готова выброситься из окна. Нелогичность поведения героини Роман Боринжер, таким образом, имеет жесткую житейскую мотивировку. Переспав со своим другом-бисексуалом, которого она по-настоящему любит, заразившись СПИДом, Лаура остается одна: герой-любовник покидает ее роди своего любовника-мужчины. Роман играла так, что зритель (зрительницы) невольно примеривали ситуацию на себя…

Фильм «Дикие ночи» сразу же стол необычайно популярен во Франции, завоевав «Сезар» – французский аналог Оскара. Один из призов – за лучшее исполнение женской роли – у Роман Боринжер. Презентация картины превратилось в своего рода волнующий эпилог ее: потрясенная Роман поведала зрителям о безвременной кончине Сирила Колларда от СПИДа за три дня до представления выстраданной им ленты почтенной публике. Ленты, которой суждено было стать и эпитафией автору, и его завещанием остающимся жить.

Не «Диких ночах» Роман пережила очищение страданием, что, по странной логике – искусства, помогло ей в работе над

83

следующим фильмом. Сюжет его сугубо камерный, можно даже сказать, сентиментально-дамский: история двух подруг, родившихся в один и тот же день и миг, в одном и том же роддоме – Этель (Эльза Зильберштейн) и Мина (Роман Боринжер)… Познакомившись в возрасте десяти лет, в мае 1968 года, они будут дольше жить и взрослеть, деля удары судьбы, сердечные победы и поражения, счастье и горе окружающих. Но, подруги детство, смогут ли они сохранить это взаимообогащающее чувство навсегда?

Есть нечто, разделяющее их: талант одной и зависть другой – неосознанная, но и неостановимая. Мина кончает самоубийством, когда лучшая подруга, почти сестра, отнимает у нее возлюбленного. Виолончельная музыка Петера Шеза наилучшим образом отвечает эмоциям фильма, где, кстати, звучит и Серж Гинзбург – кумир конца 60-х – начале 70-х.

Вот, собственно, и все. Искусство не знает больших или малых тем, сентиментальных или, напротив, обостренно реалистичных сюжетов, якобы единственно достойных внимания современника. Искусство сильно воплощением, и потому на «Мине Танненбаум», фильме «девичьем», как сказано о нем в одной рецензии из французского журнала, «и мужчины роняют слезы…»

Их высекает скрещенье судеб, драма двух человеческих существ, затерянных в этом прекрасном и яростном мире.

Яник Франсуа, Валерий Катков

84

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+