Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974)

Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Элис здесь больше не живёт» / «Элис не живёт здесь больше» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 112 минут.

Режиссёр Мартин Скорсезе.

Автор сценария Роберт Гетчелл (номинация на «Оскар»).

Оператор Кент Л. Уэйкфорд.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Узнав о смерти мужа Дональда (Билли Грин Буш) в результате несчастного случая, домохозяйка Алиса Хайэтт (Эллен Бёрстин, премия «Оскар») решается, продав дом и большую часть вещей, покинуть вместе с сыном Томми (Альфред Латтер III) городок Сокорро, штат Нью-Мексико. Её цель — калифорнийский Монтерей, где женщина в молодости выступала певицей. К сожалению, вновь зарабатывать на жизнь в этом качестве оказывается не так просто, и Алисе приходится устроиться официанткой в кафе в Финиксе, Аризона.

Также в ролях: Крис Кристофферсон (Дэвид), Харви Кейтель (Бен), Дайан Ладд (Фло, номинация на «Оскар»), Джоди Фостер (Одри), Миа Бендиксен (Алиса в 8 лет), Лелиа Голдони (Беа), Ола Мур (старая женщина), Гарри Нортап (бармен заведения Joe & Jims), Марти Бринтон (Ленни), Вик Тэйбак (Мел), Валери Кёртин (Вера), в эпизодах Джефферсон Бёрстин (соседский мальчишка Хэролд, без указания в титрах), Лора Дерн (девочка в кафе, без указания в титрах)

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.10.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974): кадр из фильма
Внушение сыну

Это очень нетипичный фильм для Мартина Скорсезе, особенно если сравнивать с другими его ранними работами. Дело даже не в обращении к судьбе представительницы прекрасного пола как таковом: достаточно вспомнить «Берту по прозвищу «Товарный вагон» /1972/, посвящённую «подвигам» легендарной грабительницы железнодорожных составов времён Великой депрессии. Обращает на себя внимание, безусловно, грустноватая, но вместе с тем – лирическая, местами ироничная (и уж точно лишённая безысходности!) интонация, всё-таки не позволяющая говорить о «злых улицах» или обуревающем сознание безумии, как в случае с таксистом Трэвисом… Возможно, ещё не очень опытный (а главное, не обладавший достаточным авторитетом в глазах продюсеров и руководителей кинокомпаний) режиссёр был вынужден идти на поводу у актрисы Эллен Бёрстин, в свете триумфа «Изгоняющего дьявола» /1973/ получившей от студии карт-бланш на реализацию нового проекта, остановив выбор на сценарии Роберта Гетчелла1 и кандидатуре Мартина. Но, как бы то ни было, сложно не заметить, с каким энтузиазмом Скорсезе взялся за постижение женской судьбы – и заодно за анализ специфики бытования «одноэтажной Америки».

Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974): кадр из фильма
Завязываются отношения?

Название невольно отсылает к творческому наследию Льюиса Кэррола, но пролог стилизован под другую популярную сказку – классическую киноверсию «Удивительного волшебника из страны Оз» Л. Фрэнка Баума. Правда, палитра сочных, радующих глаз красок экспозиции сменяется набором тусклых, обыденных, серых оттенков, свидетельствующих: детство безвозвратно ушло – и мечтам о весёлых приключениях (подобных тем, что испытала Алиса в Стране чудес или унесённая ураганом Дороти) не суждено сбыться. Хватает всего нескольких зарисовок, чтобы понять, в какой «идиллии» вынуждена существовать женщина, после замужества оставившая любимую профессию, довольствовавшись скучными обязанностями домохозяйки, и, что бы ни делала, не способная угодить чёрствому и равнодушному супругу. Весть о несчастном случае с летальным исходом, конечно, застаёт врасплох и заставляет задуматься о насущных проблемах – но пройдёт не так уж много времени до понимания того, что событие предоставило возможность (и побудило!) начать жизнь сначала.

Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974): кадр из фильма
Возникнет новая семья?

Игра Бёрстин, а также Дайан Ладд, исполнившей роль подчёркнуто грубоватой и острой на язык официантки, и Джоди Фостер2, безусловно, покоряет тонким психологизмом, умением донести до зрителя едва уловимые эмоции, большей частью – негативного толка. И всё-таки авторы не идут путём наименьшего сопротивления – не пытаются перевести пафос в русло модных тогда феминистских настроений. Как бы ни хотелось Алисе обвинить в незавидной доле покойного мужа, болтливого и не по годам сообразительного отпрыска, нового поклонника Бена с замашками сущего маньяка или Дэвида, тоже демонстрирующего недостаточно чуткости, интуиция подсказывает, что сваливать вину на других – путь в никуда. Подлинный рост самосознания начинается с элементарной, но требующей силы воли вещи – с принятия на себя ответственности, как минимум, за совершаемые (сознательно или безотчётно) поступки, а в идеале и за все события собственной жизни. И тогда не потребуется предаваться бесплодным мечтаниям (вспомним остроумный заключительный кадр, когда мама и сын идут на фоне… огромной вывески торгового центра Monterey Village): сама реальность превратится в сказку. Публика с энтузиазмом встретила ленту (при бюджете $1,8 млн. кассовые сборы составили $17,6 млн.), которая была продолжена в более легковесном, комедийном телесериале, продержавшемся девять сезонов, где Вик Тэйбек всё так же изображал Мела.

.

__________
1Уже после отказа Барбры Стрейзанд, не испытавшей восторга от партии неудачливой певицы бальзаковского возраста.
2 – Образ бедовой девчонки, дочери проститутки, подбивающей на каверзы Томми, стал эскизом к роли Айрис.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дашков Ал. «Алиса здесь больше не живёт» // На экранах мира. Выпуск 7. – М.: Искусство, 1977. – С. 137-142.
Голенпольский Д., Мессерер Д. Эллен Бэрстин в жизни и в кино // Ровесник. – 1977, № 10. – С. 24-25.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+