Амаркорд / Amarcord (1973)

Амаркорд / Amarcord (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Я вспоминаю» (вариант перевода названия), «Я вспоминаю» / «I Remember» (международное англоязычное название).

Италия, Франция.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Федерико Феллини.

Автор сценария Федерико Феллини, Тонино Гуэрра по сюжету Федерико Феллини и Тонино Гуэрры.

Композитор Нино Рота.

Оператор Руджеро Мастрояни.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Юный Титта (Бруно Дзанин) родился в обычной семье Аурелио (Армандо Бранча) и Миранды (Пупелла Маджо) Бьонди в провинциальном курортном городке Римини. Но разве повод отчаиваться, если в школе невыносимо скучно, местные церковнослужители исполнены фальши и погружены в мирскую суету, родственники вечно бранятся, а над страной нависают тёмные тучи фашизма?..

Также в ролях: Магали Ноэль (Градиска), Чичо Инграссиа (Тео, безумный дядя), Нандо Орфей (Патакка, дядя Титты), Луиджи Росси (адвокат), Джанфилиппо Каркано (Дон Баравелли), Джозиан Танчилли (Вольпина), Мария Антониетта Белуцци (продавщица табачных изделий), Джузеппе Ианигро (дедушка Титты), Ферруччио Брембилла (фашистский вожак), Антонино Фаа ди Бруно (граф Ловиньано), в эпизоде Эрос Рамадзотти (мальчик, играющий в снежки, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.02.2014

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Амаркорд / Amarcord (1973): кадр из фильма
Заворожен пышными формами

«Амаркорд» может показаться развёрнутыми до масштабов полнометражного фильма зарисовками из предыдущих феллиниевских творений, «8 1/2» /1963/1 и «Рим» /1972/, только перенесёнными в курортный городок Римини (кстати, не раз становившийся местом действия заурядных «комедий по-итальянски»), где в 1920-м году и родился режиссёр. А его частый соавтор Тонино Гуэрра появился на свет, между прочим, неподалёку – в Сартанканжело, на том же побережье Адриатики. Вполне естественно, что лента насыщена автобиографическими мотивами, воспринимается в качестве безудержного потока не то воспоминаний, не то откровенных вымыслов о детстве автора в 30-е годы XX столетия. Тем более что название, представляющее собой, по его собственным словам, «романьольское полуругательство, которое могло сойти за заклинание», означает на местном диалекте «я вспоминаю» («A m’arcord»).

Амаркорд / Amarcord (1973): кадр из фильма
Торжественный момент

Свободное, прихотливое, ассоциативное строение картины, не имеющей связной фабулы, поражает удивительной цельностью, оставаясь в памяти трогательным и поэтичным рассказом о взрослении, первом познании жизни, личностном становлении лирического героя. И, конечно, не могут не поразить практически совершенное владение киноязыком, полёт феллиниевской фантазии, смешение буффонады и гротеска, сатиры и мелодрамы, сантиментов и площадного, раблезианского юмора2, в нерасчленимой совокупности – как раз превосходно передающие миросозерцание провинциального молодого итальянца. Внутрисемейные дрязги, включая вечные препирательства родителей и выходки сумасшедшего дядюшки Тео (в исполнении Чиччо Инграссиа, популярного в те годы итальянского комика), галерея нудных школьных уроков, общение с лицемерными служителями церкви, сексуальные университеты и простые радости жизни вроде нежданно выпавшего белого снега – всё занимает в фильме одинаковое, одинаково важное место, доставляя неизъяснимую радость погружением в поток волшебной реальности.

Амаркорд / Amarcord (1973): кадр из фильма
Приветствие дуче

Впрочем, «Амаркордом» Федерико Феллини спорит с создателями печальных произведений о безжалостных детстве и юности (вроде «Молодого Тёрлесса» /1966/ Фолькера Шлёндорфа) ещё и в ином отношении. Воссоздавая атмосферу далеко не самых безоблачных времён, маэстро не столько исследует растлевающее влияние набирающего силу фашизма на неокрепшее сознание, привитие комплексов и психологических установок, навязывание тотального, моравиавско-бертоллучиевскего конформизма как образа жизни. Здесь главное – точно воссозданный механизм выработки иммунитета душой отрока, обладающего богатым воображением и пытливым умом. Помпезная мишура, которой чрезмерно увлеклись местные националисты и которую, конечно, всеми порами впитывают провинциальные обыватели, охочие до зрелищ, развенчивается легко и походя, поскольку в кульминационный момент торжеств гигантский муляж головы дуче произносит, по прихоти неоперившегося участника, обряд венчания «юного фашиста Чиччо Макони» с тайно любимой им «юной фашисткой Альдину Кардини». Нет никакого томительного («чеховского») состояния, когда «среда заела»: место переживаний Дмитрия Гурова, повстречавшего прекрасную «даму с собачкой», занимает безбрежная радость людей, завороженных красотой пирса3 с пароходом. Фантазия преображает действительность – маэстро наполняет банальную истину новым, живительным и жизнетворным содержанием, позволяя себе чуть взгрустнуть лишь в финале, когда земляки дружно, всем миром, гуляют на свадьбе, провожая свою любимицу Градиску.

Амаркорд / Amarcord (1973): кадр из фильма
Сказочная картина

В отличие и от того же «Рима», и от более поздних феллиниевских работ («Репетиция оркестра» /1978/, «И корабль плывёт» /1983/), так или иначе подводивших к мысли о неизбежности конца света, «Амаркорд» оставляет впечатление ошеломляюще светлое. И, можно сказать, с неизбежностью увязает в памяти музыкой Нино Рота и дивными образами, обрётшими плоть стараниями оператора Джузеппе Ротунно… На удивление хороший вкус продемонстрировал и «независимый» продюсер Роджер Корман, купивший права на прокат картины в заокеанском прокате, тем самым – невольно способствовав присуждению этому подлинному шедевру премии «Оскар».

.

__________
1 – Гвидо вспоминает, как ребёнком был заворожен танцами на пляже полубезумной женщины с роскошными формами.
2 – Вспомним, как рассказчика-повествователя, настроенного на задушевно-возвышенный тон, раз за разом прерывают незримые озорники.
3 – Хрестоматийный пример использования кинематографистом грандиозной бутафории и вообще возможностей, даруемых съёмками в павильоне.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Норштейн Юрий. Феномен Феллини // Искусство кино. – 1990, № 1. – С. 121-129.
«Амаркорд» // Новые фильмы. – 1986, № 6. – С. 19-20.
Подсудимый Эрот, встаньте! // Советский экран. – 1989, № 10. – С. 15, 29.
Михалков-Кончаловский Андрей. О пользе интеллектуального онанизма // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+