Амаркорд / Amarcord (1973)

«Амаркорд» // Новые фильмы. – 1986, № 6. – С. 19-20.

«Амаркорд»

Авторы сценария – ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, ТОНИНО ГУЭРРА, режиссер – ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ оператор – ДЖУЗЕППЕ РОТУННО композитор – НИНО РОТА, Роли наполняют: мать – ПУПЕЛЛА МАДЖО, отец – АРМАНДО БРАНЧА, Градиска – МАГАЛИ НОЭЛЬ, дядя Tea – ЧИЧЧО ИНГРАССИА, Патака – НАНДО ОРФЕИ, адвокат – ЛУИДЖИ РОССИ, Титта – БРУНО ДЗАНИН, дон Балоза – ДЖАНФИЛИППО КАРКАНО, Вольпина – ИОЗИАНЕ ТАНЦИЛЛИ, служащая – МАРИЯ АНТОНЬЕТТА БЕЛЛУЦЦИ, дедушка – ДЖУЗЕППЕ ЯНИГРО, фашист – ФЕРРУЧЧО БРЕМБИЛЛА, Олива – СТЕФАНО ПРОИЕТТИ, Оно – БРУНО СКАНЬЕТТИ, Джнльоцци – БРУНО ЛЕНЦИ,

«ФРАНКО КРИСТАЛЬДИ», ИТАЛИЯ – П. Э. С. Ф., ФРАНЦИЯ

Фильм озвучен на киностудии имени М. Горького Режиссер озвучания – В. ЧАЕБА Кашированный

Цветной. 12 частей, 3242 м. Р/у № 1905781. Кроме детей до 16 лет, без права показа по телевидению. -/3.

Фильм Федерико Феллини «Амаркорд» – третья лента художника, с которой познакомится советский зритель. В отличие от фильмов «Они бродили по до-

19

рогам» и «Ночи Кабирии» «Амаркорд» – произведение нового периода в творчестве знаменитого итальянского режиссера. Место человека в мире и самосознание в культуре, созданная им цивилизация и независящий от нее природный ритм жизни; связь поколений и разрушающий, безжалостный ход времени, преодолеть который может лишь хранящая одушевленность память, – таков круг тем, присущих новому этапу – фильмам «Рим», «Клоуны», «Амаркорд». Они объединены и принципом композиции: не логическая конструкция сюжета, а прихотливая цепь негоциаций определяет построение каждой из этих картин.

Слово «Амаркорд» содержит и себе четыре понятия: амаре – любить, амаро – горький, рикордо – воспоминание, корде – нить. Вместе это переводится приблизительно так: сладостные и горькие воспоминания, связывающие меня с прошлым.

Сквозь мироощущение пятнадцатилетнего мальчика Титта, начинающего жить и чувствовать, в фильме преломляется мир провинциального итальянского городка конца двадцатых – начала тридцатых годов.

В детском сознании каждое событие, как значительное, так, казалось бы, и несущественное, приобретает равное значение. Так, события исторические (например, фашистский праздник) оказываются столь же важными, как, скажем, сугубо личный чувственный опыт, искушение сладострастием. Искушение, обольщение нации и искушение, обольщение чистой детской души выстраиваются в один ряд и совершенно сознательно сопоставляются режиссёром.

Сознательно вводит Феллини и множество откровенно смешных эпизодов, решенных в духе народной комедии. Сознательно подбирает он и героев: нелепых, несообразных, несчастных и потому человечных. В юном сознании Титта фиксируется прежде всего все смешное, буффонадное и карнавальное – естественная реакция детской души на холод жестокого века. И важно сохранить в себе эту юность восприятия, когда прекрасен и туман, и первый снег, и ветер с моря, я посреди зимы вдруг прилетает неведомо откуда чудесный павлин и исчезает, почти как райская птица.

Герой в фильме, если не считать рассказчика, по существу, один – мальчик. Все остальные персонажи, как и полагается в притче, – скорее символы, знаки, несущие в себе широкие ассоциации: знак смерти и рождения (мать героя), знак насилия (фашисты), знак чувственной любви (Вольпина), знак нравственного закона (священник) и т. д. Через их чередование проходит, взрослея, герой, проходит и вся история городка: рождение – смерть – похороны – свадьба.

«В наших краях прилет пушинок совпадает с приходом весны…» – начинается фильм. Прилет их вечен, как морской прибой, как вселенский ритм. Но должно быть вечно и другое: любовь, одушевляющая жизнь, память, преодолевающая смерть. «Прощайте! Я вас всех люблю», – заключительный аккорд фильма.

«Амаркорд» получил премию Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм: премию нью-йоркской и австрийской критики за лучший фильм 1974 года: приз Леона Муссинака (Франция).

20

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+