Амаркорд / Amarcord (1973)

Подсудимый Эрот, встаньте! // Советский экран. – 1989, № 10. – С. 15, 29.

Подсудимый Эрот, встаньте!

Предлагаем вашему вниманию любопытный документ под названием «Методические рекомендации к статье 228 УК РСФСР по проведению искусствоведческих экспертиз фотокинотелепродукции». Этот документ разработан несколькими кандидатами искусствоведения, философских и медицинских наук, так что дело серьезное. Прочитайте – и вы узнаете, какими критериями пользуется специальная комиссия, определяющая степень «порнографичности» фильмов, которые гуляют по стране на видеокассетах. Приводим не весь документ, а наиболее интересные отрывки.

В мировой практике выработаны достаточно четкие критерии отличий художественного изображения интимных сторон жизни от порнографии. Важнейшие из этих принципов использует и советская критика, учитывающая требования марксистско-ленинской эстетики.

Главный критерии – с какой целью художник показывает нам то или иное явление жизни, пусть самое сокровенное. Как известно, классическая живопись, скульптура дали нам высокие образцы искусства, воспевающего жизнь, разум, красоту человеческих отношений – через показ обнаженного тела. Подчас показ, находящийся на грани эротики. Вспомним, например, работы Родена. Но художественная задача во всех этих случаях далека от желания вызвать в зрителе примитивные инстинкты. Хотя, конечно, легко допустить, что зритель, эстетически неразвитый, может увидеть в Венере Милосской или микеланджеловском Давиде нечто «неприличное».

Часто приходится сталкиваться, например, с людьми, которые выражают возмущение «порнографичностью»… балетных спектаклей Большого театра… В практической эстетике и тем более в юриспруденции необходимо руководствоваться не субъективными представлениями о «дозволенном» и «недозволенном», а четкими, научно сформулированными и обоснованными критериями.

Порнографический фильм предполагает прежде всего самоцельное воспроизведение половых отношений – исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей, вне иной художественной задачи. При этом под словами «воспроизведение отношении» нужно понимать не изображение их актерскими средствами, а именно кинематографическую фиксацию реально происходящего полового акта во всех его физиологических подробностях.

Понимание этой границы чрезвычайно важно. Изображение полового акта актерскими средствами широко используется в искусстве, в том числе в советском… Практикуется изображение обнаженной натуры, мужской и женской, – вспомним советские фильмы «Ярославна, королева Франции», «Парад планет», «Детский сад», «Романс о влюбленных» и другие. Во всех этих случаях изображения обнаженной натуры или интимных отношений обусловлены художественной задачей и. разумеется, не носят характер порнографии.

Большинство экспертов справедливо считает, что эротические изображения половой жизни, подчиненные раскрытию характера персонажей и целям социального анализа человеческого бытия – при отражении не только биологических, но также психологических и социальных особенностей, – не относятся к порнографическим. Не относятся также к разряду порнографических фильмы, если они преследуют научные или иные профессиональные цели и демонстрируются в залах соответствующих учреждений для строго определенного контингента лиц.

…Следует отметить, что основными формальными и содержательными (кинематографическими) признаками. характеризующими порнографические фильмы, являются:

1. Автоатрибуция – отнесение фильма его создателями или прокатчиками к категории «х» (порно-продукция).

2. Анонимность создателей фильма, отсутствие списка исполнителей. Использование псевдонимов для обозначения исполнителей и режиссеров.

К содержательным признакам можно отнести самоценность показа сексуальных сцен вне какой-либо художественной задачи:

– основное экранное время уделено показу в натуралистической форме совокупления;

– отсутствие концепции фильма и художественных принципов его построения;

– как правило, отсутствие сюжета, интриг, контекста:

– чисто условная связь отдельных сцен и эпизодов;

– детализированная разработка и преимущественное использование крупного плана и направленного освещения, прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта.

Современный мировой кинематограф, так же как и классическое искусство, часто обращается к проблеме отношения полов. Эта тема – философии, психологии, эстетики, физиологии отношений мужчины и женщины – вышла из-под средневекового догматического запрета во времена Ренессанса и с тех пор находит свое отражение как в классических видах искусства (живопись, скульптура), так и в технических (фотография, кино, телевидение).

Мы не вправе огульно отрицать любые зарубежные произведения, записанные на видеопленку, ведь часто это фильмы, которые повествуют о наиболее актуальных для современного буржуазного общества проблемах: борьба с гангстерством. наркоманией, ростом детской и подростковой преступности. Авторы фильмов убедительно показывают обреченность героев, раскрывают их бездуховность… Как определенное достоинство этих фильмов можно отметить их часто поучительный финал, в котором разоблачаются и наказываются участники преступлений.

В некоторых комедийно-пародийных фильмах для раскрытия концептуального содержания и эмоциональной окраски художественно оправданно присутствуют отдельные эпизоды эротического характера. Будучи показаны в ярко выраженном пародийно-ироническом, шаржированном ключе, они утрачивают способность к патологическому воздействию. Аналогичные сцены гомосексуального, трансвестистского характера содержатся во многих фильмах («Тутси», «В джазе только девушки», «Чудовище»). Эротические эпизоды в данных фильмах не могут быть проанализированы в отрыве от идейного содержания и критической. разоблачительной сути фильма. Их показ строго подчинен иллюстрации и раскрытию остросоциальной идеи. Они не могут явиться фактором, способствующим формированию нездоровой сексуальности и половых извращений.

…Для детального исследования в экспертной практике при анализе видеокассетной продукции с целью выявления возможного порнографического содержания применяется способ покадрового анализа (используется эффект стоп-кадра) с последующим сопоставлением полученных изображений со сходными по композиции, жанру, сюжету изображениями, относящимися к классическому фонду мировой культуры.

Это сопоставление должно показать, что ни одно из видеоизображений не превышает по мере натуралистической откровенности контрольную группу художественных изображений, куда включены: Лукас Кранах «Серебряный век» («Плоды ревности»),

Якопо Пальма Старший «Отдыхающая Венера»,

Петер Пауль Рубенс «Вакханалия»,

Продолжение на стр. 29

15

ПОДСУДИМЫЙ ЭРОТ, ВСТАНЬТЕ!

Продолжение. Начало на стр. 15.

Жан Леон Шерон «Продажа невольницы»,

Кутюр «Римляне времен упадка»,

Энгр «Турецкая баня»,

Дега «Спартанские девушки, вызывающие юношей на состязание» и другие произведения.

…В сопоставительном плане характерно сравнение эротических сцен исследуемых фильмов с аналогичными эпизодами фильма «Амаркорд» режиссера Ф. Феллини (сцена с табачницей, сцена в машине). «Амаркорд» демонстрировался в СССР на широком экране, он рекомендован в «Программе занятий со старшеклассниками и учащимися ПТУ Москвы», 1985 г.

Сложность киноязыка и символика таких фильмов, их непривычность для не специализирующихся по западному искусству экспертов могут, безусловно, сказаться на неоднозначности их восприятия. Неподготовленная массовая аудитория. лица, имеющие пробелы в половом. эстетическом или общекультурном воспитании, молодежь в возрасте до 18 лет, а также лица с аномалиями в психической сфере могут воспринять лишь поверхностный слой происходящих на экране событий. Подобное неадекватное восприятие лишь сексуально-эротических моментов в отрыве от общего содержания фильма может в итоге сказаться на его оценке.

Под порнографией в сфере кино следует понимать показ «физиологических подробностей», а также демонстрацию таких извращений, как групповой половой акт, скотоложство, эксгибиционизм. В качестве определенного признака порнографического фильма обязательно должен выступать показ обнаженных гениталий.

Если эти элементы порнографического кинематографа отсутствуют, то областью их оценки является сфера художественного вкуса, мировоззренческих принципов и моральных установок, а не юридических законодательств и правовых норм.

Большинство фильмов, попадающих на экспертизу, можно характеризовать как продукт буржуазного массового кинематографа, их образная структура, символика, тематика не характерны для советского кинематографа. Их художественные достоинства часто весьма спорны. Однако ни отдельные эпизоды, кадры этих фильмов, ни сами фильмы не могут быть отнесены к разряду порнографических без должного исследования.

И содержание, и сам язык этого документа, на наш взгляд, даже не нуждаются в комментариях. Особенное восхищение вызывает описание самой технологии экспертизы. В воображении живо рисуется картина: жрецы в белых халатах, расположившись в мягких креслах вокруг видеомагнитофона, целый день «покадрово» рассматривают разнообразные половые акты, строго сверяя их с «контрольной группой художественных изображений», следя за тем, чтоб было видно не больше, чем у «Отдыхающей Венеры» – ну, в крайнем случае, совсем в крайнем, – чтоб видеоперсонажи вели себя не развязней «Римлян времен упадка». Ничего себе работка! Остальное предоставляем прокомментировать нашим читателям.

29

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+