Английский пациент / The English Patient (1996)

Конфедерат Ольга. Рубрика «Рецензии». «Английский пациент» // Бум-бум. – 1997, № 17. – С. 16.

«Английский пациент»

США-Великобритания-Франция-Тунис. 1996г. 150 мин.

Режиссер – Энтони Мингелла. Оператор – Джон Сил. Композитор – Гэбриэл Джерад. В ролях: Ральф Файннс, Жюльетт Бинош, Кристин Скотт-Томас, Колин Ферт, Кевин Эндрюс, Кевин Хайтли.

Бережно охраняемый от видеопиратов до самого момента вручения «Оскара» (другие номинанты – «Фарго», «Джерри Магуайр», «Призрак и Тьма», «Эмма» – были доставлены русскому зрителю в паленом виде сразу после премьеры), «Английский пациент» оправдал все ожидания. Девять его «Оскаров» – заслуженная дань профессионализму и вдохновению авторов: от режиссера до монтажера и специалиста по звуку. Похвастать умопомрачительной кассой, как его предшественники «Бейб», «Список Шиндлера» или «Молчание ягнят», нынешний лауреат не может, зато ему гарантировано столь же долгое зрительское внимание. Появившись на большом экране в ноябре прошлого года, «Английский пациент» остается сегодня в первой десятке самых посещаемых лент, собрав около ста миллионов долларов в прокате.

Но, думаю, не это волнует вас, разыскивающих видеокопию «Английского пациента». Скорее всего, вы предчувствуете, что наконец-то встретитесь с безупречным произведением искусства, которое не только развлечет и растрогает вас, но и встряхнет заземленные мысли, приятно развернет их к вечному и прекрасному. Вы не ошибаетесь. К исходу 150-ти минут фильма вы выплачете все невыплаканные за долгие годы общения с мелодрамами слезы, достигнете просветленности Будды и на короткое время поверите, что иметь – это грех, сопряженный со страданием, и что единственная чистая радость в этом мире – отдавать бескорыстно и без счета. Что «мы сами – государство, не знающие границ, – как пишет в предсмертной записке своему возлюбленному героиня фильма. – Мы богаты любовью, умением чувствовать, всем виденным и пережитым…».

Право же, цена за это невелика – цена коробки с видеокассетой.

«Английский пациента» единственный случай когда ясно отдаешь себе отчет что широкий экран для такой истории слишком широк, а экран телевизора слишком мал. Как жаль, что исчезли из нашей жизни камерные кинозалы, где так проникновенно смотрелись когда-то «Ностальгия», «Пианино», «Фаринелли», «Закрой мне глаза». Фильм Энтони МИНГЕЛЛЫ создан для таких залов, чтобы живая прелесть цвета, света и звука была во всей полноте, чтобы ничто в окружающей темноте не отвлекало от экрана чтобы можно было собственное тело забыть вдали от чашки с кофе и любимой кошки, которая прыгает к тебе на колени как раз а тот момент, когда граф Алмоши выносит свою мертвую возлюбленную из тьмы пещер и белый парашютный шелк бьется на ветру и обвивает обоих, как призрак несостоявшейся свадьбы.

Но, полно, что за ностальгия! Видео так видео. Смотрим.

«Английский пациент» разворачивается в двух сюжетных линиях. 1939 год. В составе интернациональной группы геодезистов венгерский ученый Алмоши (граф по крови, если это так уж важно для мелодрамы) составляет карту Туниса для Королевского географического общества. Среди его коллег – англичанин, недавно женившийся на очаровательной и умной женщине и взявший жену в экспедицию. Между Алмоши и Кэтрин возникает чувство, сходное с неистовой жаждой, которая мучает человека в трех шагах от недоступной воды. Но пуще жажды мучает Алмоши гордыня: он не желает никому принадлежать, ни к кому привязываться – и при этом обладать безраздельно предметом своей страсти. Прозрение наступает поздно. Даже не в тот момент, когда судьба, благосклонно терпевшая неразумие влюбленных отвернулась от них, наконец, и разлучило навек самым страшным образом. Оно приходит к умирающему от ожогов, пораженному амнезией пациенту военно-полевого канадского госпиталя, эвакуированного из Северной Африки в Италию. Он забыл свое имя, но не забыл часы счастья и терзания, и предсмертную записку Кэтрин, и вспыхнувший в воздухе аэроплан, на котором пытался вывезти тело Кэтрин из оккупированного фашистами Туниса.

У его постели дежурит молоденькая медсестра Ханна. Она еще не успела нагрешить в этой жизни, но успела отчаяться. Они знает, как больно терять любимых. Вокруг война. Но хотя страх утраты неистов, Ханна не может не любить. Такова ее нерассуждающая стихийное сила, сходная с силой солнечного света, майского ливня и пробивающейся каждую весну травы. Иметь или не иметь? Иметь, чтобы потом потерять? Эти проблемы, мучившие Алмоши, не существуют для Ханны. Есть только одно: отдавать, не скупясь и не ожидая ответного дара.

И чтобы вам ясно до конца все было, вот вам любовь, какой не бывало (дуэт Ральфа Файннса и Кристины Скотт-Томас}, палящая, как солнце пустыни (что за мелодрама без красивых сравнений!), ослепляющая, как песчаная буря, вот ливень, вот сад, цветущий вокруг монастырских развалин, вот белая дорога меж черных кипарисов и мелькающее за черными кронами солнце: свет – тень, свет – тень, свет – тень, – и уже бесконечный, белый-белый свет.

Ольга Конфедерат

16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+