Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)

Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.

ВИДЕОТЕКА В СЕЙФАХ МИЛИЦИИ

Не секрет, что в последние годы в разных городах Советского Союза в судах рассматривался ряд уголовных дел, связанных с «видео»1, где подследственным были предъявлены обвинения по статьям 228 и 228 прим Уголовного кодекса РСФСР (в уголовных кодексах союзных республик также имеются аналогичные статьи), карающим «за распространение порнографии и пропаганду культа насилия и жестокости». Статьи весьма суровые, и наказание предусмотрено вплоть до трех лет лишения свободы.

Однако, оставив в стороне ловких дельцов, наживающихся на продаже и тиражировании откровенно порнографических лент попытаемся рассмотреть сложившуюся ситуацию в ее более распространенном варианте.

Итак, человек приобрел видеоаппаратуру. Как известно, любая вещь имеет свою утилитарную функцию. Назначение видеомагнитофона – записывать и воспроизводить кинокартины. И здесь счастливый обладатель аппаратуры сталкивается с первыми трудностями. Видеосалон (в городах, где он есть) за немалые деньги предлагает преимущественно старые фильмы или те ленты, которые можно посмотреть и в прокате. Поэтому неудивительно, что услугами государственных видеосалонов и видеотек пользуется сравнительно небольшая часть аудитории (специалисты даже называют цифру – 5 % от общего числа владельцев видеомагнитофонов). Остальные же предпочитают покушать чистые кассеты, чтобы потом записывать фильмы, скажем, с экрана телевизора. Но и собрав свою маленькую коллекцию, посмотрев записанные программы несколько раз, любой здравомыслящий человек невольно начинает искать товарищей по увлечению, чтобы обмениваться с ними кассетами. И здесь нашего героя уже подстерегает опасность конфликта с законом. На «черном» рынке (не надо делать вид, что подобного не существует) находятся в обращении тысячи зарубежных фильмов самого разного происхождения. Здесь и ленты, переписанные с финского и польского телевидения (в приграничных респуб-

_______

1 В 1987 году по ст. 228, 228 прим к уголовной ответственности было привлечено 250 человек (дачные Прокуратуры СССР).

26

ликах телевизоры даже не нуждаются в специальной приставке – достаточно усиленной антенны, чтобы принимать программы из сопредельных стран), и ленты, официально привезенные из-за границы (следовательно, прошедшие таможенный контроль), и, наконец, откровенная контрабанда. Представляя собой весьма пестрый и неоднородный поток, эти ленты отличаются друг от друга не только техническим качеством записи, но прежде всего художественным уровнем. Шедевры мирового кино соседствуют здесь с откровенно ремесленными подделками, серьезные работы с пустой «развлекаловкой».

Не мудрено, что в этом океане лент трудно ориентироваться не только дилетанту, но и специалистам. Масса ничего не говорящих (а зачастую и перевранных) названий способна поставить в тупик кого угодно. Например: попробуйте догадаться, какие фильмы из присланных во ВНИИ киноискусства на экспертизу скрываются за названиями «Бандиты» и «Убийца с каменным лицом»? Ни за что не угадаете. А ответ таков: «Бандиты» – это не что иное как знаменитая картина итальянского режиссера С. Леоне, снятая им в США, «Однажды в Америке», а «Убийцей с каменным лицом» оказалось «Лицо со шрамом» Б. Де Палмы. И вот, приобретя такого «кота в мешке», любой человек рискует оказаться в роли нарушителя закона.

Добавим к этому, что редко кто из любителей «видео» будет наслаждаться просмотром нового фильма в одиночестве. И если наши отцы ходили друг к другу в гости «на телевизор», то сегодня люди ходят «на видео». Недостаточное количество видеоаппаратуры у населения компенсируется коллективными просмотрами. А это уже, простите, расценивается Уголовным кодексом как «распространение» и грозит незадачливому почитателю кино пребыванием на скамье подсудимых.

И тогда, запутанные слухами о репрессиях (кстати, далеко не всегда беспочвенными), люди либо спешат в комиссионный магазин, дабы избавиться от «опасного приобретения», либо запираются в четырех стенах. А ну как вестерн, который они смотрят, пропагандирует культ насилия и жестокости? А вдруг сосед, приглашенный посмеяться над новой комедией, сочтет, что вырез на платье героини великоват, и своими сомнениями поделится с правоохранительными органами, а те не удержатся от соблазна не иначе как методом изъятия кассет и возбуждения уголовного дела против их обладателя удостовериться, насколько обосновано это обвинение. А если….

Другие, более решительные, обивают пороги разных инстанций и безуспешно требуют, чтобы им незамедлительно сообщили полный список «разрешенных» и «запрещенных» фильмов, удостоверенный печатью, и искренне возмущаются, почему же нет службы, которая скажет: «эту картину смотреть можно, а

27

эту нельзя». Что же, резон в этих требованиях есть. Не обязан любитель кино знать точные критерии, скажем, определения порнографии. Это дело специалистов. Но в том-то и дело, что последние годы анализом и оценкой типа и качества видеолент занимался кто угодно, но только не профессионалы. Учителя и врачи, работники музеев и райкомов, привлеченные для проведения киноведческих экспертиз, нимало не усомнившись в своей компетентности и действуя по принципу «в искусстве понимают все», внесли в эту проблему полную неразбериху и окончательно запутали вопрос. Результатом агрессивного невежества, преступной некомпетентности как подобных «экспертов», так и многих работников правоохранительных органов стали сломанные судьбы невинных людей. Были случаи, когда людей лишали свободы, по многу месяцев держали в следственном изоляторе за просмотр фильмов, пользующихся мировой известностью, созданных выдающимися мастерами кино. Мы против распространения порнографии или фильмов жестокости и насилия. Но подобные жестокость и насилие в обществе неизмеримо страшнее, чем на экране, а подобная «забота о нравственности» нанесла нам больше вреда, чем способна его нанести даже самая низкопробная порнография.

Безусловно, что экспертизой фильмов должны заниматься специалисты. В мировом киноведении давно уже выработаны критерии, дефиниции порнографии, соответствующие представлениям цивилизованного общества, и любой профессионал-киновед в состоянии абсолютно точно определить, к какой категории фильмов относится та или иная лента. И хотя требования владельцев видеофильмов составить полный и исчерпывающий каталог имеющихся в обращении зарубежных фильмов выполнить невозможно (в мире ежегодно производится более семи тысяч фильмов, значительная часть которых незамедлительно переписывается на видео. А если прибавить к этому картины прошлых лет…), вполне в силах киноведов, во-первых, рассказать о тех критериях, которыми они руководствуются в своей работе при проведении киноведческих экспертиз, и, во-вторых, регулярно ни формировать зрителей о тех фильмах, с которыми они ознакомились при просмотре.

Предлагая вниманию читателей рубрику «Алиби» («Мнение эксперта»), ее авторы – научные сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства Госкино CСCP – надеются, что их рекомендации помогут зрителям лучше ориентироваться в огромном потоке видеопродукции. В первом разделе рубрики (условное название: «Восхищаться – не обязательно, видеть – необходимо») в каждом выпуске сборника будут публиковаться мини-рецензии на наиболее интересные и значительные зарубежные картины, получившие признание во всем мире и находящиеся в обращении1. Второй раз-

28

дел (условное название: «О вкусах не спорят») будет состоять из кратких аннотаций на фильмы, пользующиеся успехом у любителей острых ощущений, и наконец, в третьем разделе («Не криминально») без каких бы то ни было комментариев – описок картин, проходивших киноведческую экспертизу.

«Апокалипсис сегодня»*. («The Apocalypse Now»). 1979. Реж. Френсис Форд Коппола.

Замысел картины о вьетнамской войне, звучавшей вызовом официальной политике правящих кругов США, возник у сценариста Д. Милиуса еще в 1969 году, но был реализован известным американским режиссером Ф. Ф. Копполой лишь спустя десять лет. Неровная и сложная для восприятия картина рисует ту огромную трагедию, которая искорежила психику и судьбу не только народа-жертвы, но и народа-агрессора. Ад войны, кровь и грязь – вот что выпадает на долю ее участников. Эта лента, сделанная уверенной рукой мастера, рассказала страшную правду о вьетнамской кампании, жестокую и нелицеприятную, лишенную какого бы то ни было романтического

_______

* Звездочкой помечены картины, наконец-то закупленные для проката в СССР. Парадокс заключается в том, что все эти фильмы, справедливо считающиеся классикой мирового кино, проходили экспертизу на предмет «выявления порнографии».

29

флера. Превращение цивилизованных людей в беспощадных животных – поистине апокалипсис наших дней. И пожалуй, лучше всего о целях фильма сказал сам режиссер: «Мне казалось, что, если удастся зрительно и чувственно показать публике, чем на самом деле была вьетнамская война, это будет хотя бы небольшим шагом вперед в изживании ее последствий». Сегодня, когда мы пережили Афганистан, фильм Копполы кажется нам особенно актуальным.

«Кабаре»*. («Cabaret»). 1972. Реж. Б. Фосс.

Талантливая картина, главным украшением которой стала игра великолепной актрисы Л. Миннелли, возвращает зрителей к событиям, предшествующим началу второй мировой войны.

Фарс и трагедия переплетаются в ленте.

Частная история взаимоотношений молодого американского ученого Брайана Робертса и певички из кабаре Салли Боулс отступает на задний план перед лицом страшной угрозы. Фильм, начавшийся как веселый водевиль, действие которого разворачивается в кабаре, постепенно превращается в политическую драму, где каждый участник должен найти свое место, определить позицию. Равнодушие и цинизм обывателя, стремящегося любой ценой сохранить свой покой, – в этом видит режиссер одну из причин легкой победы фашизма над умами людей. Музыка, вокал, хореография – на самом высоком уровне.

«Крестный отец»* («The Godfather»). 1972. Реж. Френсис Форд Коппола.

30

Экранизация нашумевшего романа М. Пьюзо благодаря уверенной режиссуре Крпполы и созвездию прекрасных актеров – Марлона Брандо, Эл Пачино, Джеймса Каана – стала классикой «гангстерского» фильма. При этом «Крестный отец» – не развлекательный, а социально-аналитический фильм: не случайно, что на него, как на своего рода социально-психологическое пособие, ссылался, выступая по телевидению, один из следователей по особо важным делам Прокуратуры СССP, занимающийся делами «крестных отцов» наших отечественных мафий. Динамичный сюжет и лихо закрученная интрига не мешают режиссеру пристально вглядываться в лица своих героев, анализировать их поступки, понять психологию. Успех первого фильма был столь велик, что через два года Ф. Ф. Коппола предложил на суд зрителей продолжение – «Крестный отец, II», который, хотя во многом был повтором первой серии и уступал ей, однако также является интересным образцом картин данного направления.

«Иисус Христос Суперзвезда». («Jesus Christ Superstar»). 1971. Реж. Норман Джуисон.

Экранизация знаменитой рок-оперы композитора Эндрю Ллойда Уэббера привлекает зрителей не только прекрасной музыкой и вокалом, но и чрезвычайно интересной трактовкой темы Христа. Главной отличительной чертой фильма стало, новое осознание, острое чувство связи древнего предания с днем сегодняшним. Во многом трактовка темы в картине – альтернатива ортодоксальному христианству; и этот круг идей, затрагивающих не только нравственность, но и политику, с большой художественной силой выражен в мюзикле.

«Инопланетянин». («Е. Т. – the Extra-Terrestrial». 1982. Реж. Стивен Спилберг.

Относясь к жанру фантастики, эта лента покоряет удивительной добротой и человечностью. В основу сюжета положена история дружбы между американскими ребятами и инопланетянином, к которому они приходят на помощь: странному, смешному и неуклюжему пришельцу, оказавшемуся пленником Земли. Фильм доказывает ту вечную и простую истину, что, лишь любя и заботясь о более слабых и нуждающихся в защите, человек способен раскрыть свои самые лучшие черты. К этому стоит добавить, что работа дизайнеров, гримеров и технические трюки выполнены на самом высоком уровне.

«Красные» («Reds»). 1981. Реж. Уоррен Битти.

Фильм посвящен Джону Риду, автору знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир». Главная тема картины –

31

Рид и революционная Россия. В ленте участвуют такие замечательные актеры, как Джек Николсон, Джин Хэкман, Диана Китон. Сам Битти, совмещающий функции продюсера и режиссера, сыграл роль главного героя. Опровергая все сложившиеся в США стереотипы о коммунистах, Битти изобразил Рида человеком масштабно мыслящим, со сложным и неординарным характером. Думается также, что и история нашей революции, показанная с огромным чувством симпатии, представлена достаточно объемно, хотя некоторые частные трактовки могут показаться и спорными.

«Почтальон всегда звонит дважды». («The Postman Always Rings Twice»). 1981. Реж. Боб Рафелсон.

Психологическая драма. История встречи и любви двух немолодых и не очень счастливых людей, которые решили начать новую жизнь. Но начинают они с убийства мужа женщины – для того, чтобы получить страховку и обрести счастье и уверенность в мире, где на плаву позволяют удерживаться лишь деньги. Одно убийство влечет за собой другое; завершается фильм трагически. В главных ролях – Джек Николсон и Джессика Ланж, увлекающие зрителя прекрасной игрой, тонким психологическим анализом поступков своих героев.

«Военные игры». («War Games»). 1982. Реж. Джон Бэдхем.

Хотя сюжет картины Бэдхема и вымышлен, но все рассказанное в фильме, увы, вполне могло бы произойти на самом деле. Юный герой фильма, современный подросток, помешанный на компьютерных играх, случайно находит код к управлению компьютером, который автоматически отдает команду к запуску ракет… Нетрудно догадаться, к каким трагическим последствиям могла бы привести подобная «игра», не сумей сам герой вовремя положить ей конец. Фильм-предостережение – так можно охарактеризовать эту ленту.

«Взвод»* («The Platoon»). 1987. Реж. О. Стоун.

Обладатель высшего приза Американской Академии искусств, фильм привлекает высокой правдивостью в раскрытии темы войны. Сейчас, по прошествии ряда лет, американцы хотят до конца понять, что же принесла их стране вьетнамская кампания. Продолжая тему, начатую Ф. Ф. Копполой в картине «Апокалипсис сегодня», О. Стоун идет дальше. Режиссер не только показывает ужасы войны, но и стремится разобраться в том, как случилось, что шовинистическому угару и лжепатриотизму поддались умные и думающие юноши. Вглядываясь в лица своих героев, автор показывает, сколь разные перед нами люди, но как одинаково страшно исковеркала их души война.

32

II

«Ад в поднебесье». («The Towering inferno»). 1974. Реж. Джон Гиллермин.

Фильм, относящийся к жанру «картин катастроф». Место действия – только что воздвигнутый в Сан-Франциско небоскреб, где расположились до восьмидесятого этажа офисы и канторы, затем до сто тридцать пятого–жилые квартиры и, наконец, венчает сооружение – огромный ресторан, где и собрались многочисленные гости на банкет по случаю ввода здания, в эксплуатацию. Однако короткое замыкание, возникшее в одной из пустующих квартир, становится причиной страшного пожара, охватывающего здание. Веселье сменяется паникой, и, как легко можно догадаться, если бы не решительные действия героев – отважного брандмейстера Майка О’Хоннегана (в этой роли снялся Стив Маккуин) и смельчака архитектора Дэна (Пол Ньюмен), количество жертв было бы неизмеримо больше. Хотя зрителя и так ждет немало шоковых сцен и драматических эпизодов.

«Грязный Гарри». («Dirty Harry»). 1971. Реж. Дон Сигел.

Картина относится к жанру детективного фильма. В центре – фигура решительного и настойчивого полицейского Гарри Келлехена, который в одиночку и несмотря на противодействие начальства выслеживает и убивает опасного маньяка, терроризировавшего город. Динамичный сюжет, погони, схватки – налицо все атрибуты жанра. И если бы не сомнительные принципы, которые проповедует герой: сначала стреляй, а потом задавай вопросы, – то, вероятно, и американская публика приняла бы фильм по-другому… Из-за обилия жестоких и натуралистических сцен вряд ли эту картину стоит рекомендовать смотреть подросткам.

«Звездные войны». («Star Wars»). 1977. Реж. Джордж Лукас.

Давным-давно в далекой Галактике… Так начинается этот фантастический фильм о борьбе повстанцев в некой галактической жестокой империи. В фильме – гигантские космически; корабли, целые искусственные планеты, рептилии, способныпроглотить звездолет, инопланетные существа невероятной формы и причудливой внешности… и обычные проявления человеческой души: любовь, верность, дружба. Словом, за бесконечными сражениями на просторах Вселенной видна бесхитростная земная сказка о добре и зле, где добро, как ему и положено, побеждает.

33

«В поисках утерянного ковчега». («Raiders of the Lost Ark»). 1981. Реж. С. Спилберг.

Библейская история о ковчеге завета, который якобы был передан Моисею па горе Синай, многие века будоражит умы ученых. Археолог Индиана Джойс убежден, что сможет найти его. Это же хотят сделать немецкие фашисты. Ими, однако, движет не научный интерес, а желание подарить главную святыню иудеев Адольфу Гитлеру в день его рождения. О перипетиях этих поисков и рассказывает полуфантастический фильм. В роли Индианы Джонса – Харрисон Форд.

«Око за око». («Eye for Eye»). 1981. Реж. Стив Карвер.

И вновь история о храбром полицейском, который в одиночку восстанавливает попранную справедливость. Не претендуя на оригинальность сюжетных ходов, авторы не скрывают и замысел, и мораль картины. Не случайно один из персонажей говорит: «Есть плохие полицейские, но с ними борются и их побеждают хорошие». Вот такого хорошего полицейского и играет в фильме известный американский актер и каратист Чак Норрис. Поклонники каратэ и бездумных развлекательных лент, вероятно, получат удовольствие от просмотра.

«Французский связной». («French Connection»). 1971. Реж. У. Фридкин.

Фильм основан на реальных событиях, когда в результате тщательно разработанной операции нью-йоркской полицией было обнаружено и изъято огромное количество наркотиков. Художественное воссоздание факта выполнено на высоком профессиональном уровне и, надо признать, держит зрителя в напряжении от первого кадра до последнего. Стоит отметить и тот факт, что будни полицейской службы показаны правдиво и без прикрас.

«Роки». («Rocky»). 1976. Реж. Джон Эвилдсен.

Фильм о боксере, который добивается славы и богатства, сделан по хорошо известному рецепту: «у всех равные возможности, и при желании можно добиться всего». Словом, еще одна сказка о Золушке в мужском варианте. Парнишка из низов, в роли которого снялся известный актер, в прошлом сам боксер – Сильвестр Сталлоне, становится непобедимым на ринге. Можно лишь отметить жесткую профессиональную манеру режиссера, достоверность спортивных эпизодов, составляющих едва ли не две трети действия фильма. Но не более. Впрочем, любители бокса могут получить подлинное удовольствие.

34

«Челюсти». («Jaws»). 1976. Реж. Стивен Спилберг.

Триллер. Огромная акула, выбравшая местом прогулок побережье Флориды в купальный сезон, пожирает одного отдыхающего за другим. И хотя по-прежнему ярко светит солнце и манит синева океана, в душах людей поселяется ужас. Мастерски сделанные эпизоды нападения акулы действительно способны вызвать шоковое состояние не только у персонажей картины, но и у зрителей. Однако усилиями начальника полиции Мартина Броуди и его товарищей положен конец тирании чудовища (что, впрочем, не помешало продолжению сериала). Незаменимый фильм – для любителей «пощекотать нервы», но не лишенный и определенного метафорического смысла.

«Чужак». («Alien»). 1979. Реж. Ридли Скотт.

Космический корабль «Ностромо» возвращается на Землю после долгого путешествия по Галактике. Однако из-за козней группы могущественных злодеев, которым понадобилось существо, выживающее в любых условиях, в компьютер, управляющий кораблем, умышленно введена ошибка, грозящая гибелью экипажу. Компьютер заставляет людей сделать остановку на неисследованной планете, с которой на корабль пробирается Нечто, которое расправляется почти со всей командой корабля. И лишь героине ценой неимоверных трудностей и усилий удается не только уцелеть, но и победить пришельца. Новый в нашей стране жанр «фильма ужасов», бесспорно, привлечет внимание зрителей. Но явно не стоит его демонстрировать детям, особенно перед сном.

«Шафт». («Shaft»). 1971. Реж. Гордон Паркс.

Приключенческий фильм о похождениях супермена – частного детектива Джона Шафта. Являясь во многом повтором фильмов о супершпионе Джеймсе Бонде, «Шафт» отличается лишь тем, что его герой – негр, а сам фильм сделан гораздо более скучно и напрочь лишен элементов пародийности и юмора, что, впрочем, вряд ли отпугнет любителей подобного рода картин.

III

1. «Airport». «Аэропорт», реж. Джордж Ситон.

2. «Shaft’s Big Score». «Большая победа Шафта», реж. Гордон Паркс.

3. «Bullitt». «Буллит», реж. Питер Йейтс.

4. «Return of the Jedi». «Возвращение Джидан», реж. РичардМарканд.

35

5. «The Wild Geese». «Дикие гуси», реж. Э. Мак-Лаглен.

6. «Earthquake». «Землетрясение», реж. Марк Робсон.

7. «The Empire Strikes Баск». «Империя наносит ответный удар», реж. Ирвин Кершнер.

8. «The Swarm». «Рой», реж. И. Аллен.

9. «Magnum Force». «Сила револьвера», реж. Тед Пост.

10. «Jaws II», «Челюсти II», реж. ЖанноШварц.

11. «Streets of Fire». «Улицы в огне», реж. У. Хилл,

12. «Cobra». «Кобра», реж. Дж. Косматос.

13. «The Hitcher». «Попутчик», реж. Р. Хармон.

14. «Enter the Dragon». «ПриходДракона», реж. Р. Клаус.

15. «Big Boss». «Большой босс», реж. К. Янг.

16. «Witness». «Свидетель», реж. П. Уэйр.

17. «Streethawk». «Уличный ястреб», реж. К. Мэннерс.

18. «Wanted Dead of Alive». «Взять живым или мертвым», реж. Г. Шерман.

19. «The Stone Killer». «Каменныйубийца», реж. М. Уиннер.

20. «The Shining». «Сияние», реж. С. Кубрик.

21. «Conan the Barbarian». «Конан-варвар», реж. Дж. Милиус.

22. «Rollerball». «Роллербол», реж. Н. Джуисон.

23. «The Sting». «Афера», реж. Дж. Р. Хилл.

24. «Exorsist». «Изгоняющий дьявола», реж. У. Фридкин.

25. «The Omen». «Предзнаменование», реж. Р. Доннер.

26. «Аll That Jazz». «Весь этот джаз», реж. Б. Фосс.

27. «Superman». «Супермен», реж. Р. Доннер.

И. Звегинцева.

36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+