Авалон / Avalon (1990)

Сегаль Д. После «Человека дождя» // Новости видео. – 1991, № 09 (02). – С. 3.

ПОСЛЕ «ЧЕЛОВЕКА ДОЖДЯ»

Постановщик «Человека дождя» Барри Левинсон заявил о себе сразу. Его первая самостоятельная работа «Столовка» (1982 г.) принесла ему выдвижение на Оскар за сценарий. Потом был «Дар божий» (1984 г.) с Робертом Редфордом, затем – комедия «Жестянщик» (1986 г.) с Дэнни де Вито и первый крупный успех «Доброе утро, Вьетнам» (1987 г.), где всех покорил актер Робин Уильямс. Фильм этот принес 250 млн. долларов дохода.

Следующий фильм «Человек дождя» (1988 г.) превзошел все ожидания. 500 млн. долларов дохода и целая охапка Оскаров – лучший фильм, режиссер, сценарий и исполнитель главной роли Дастин Хофман – таковы «трофеи» этого маленького шедевра.

А ведь поначалу никто из режиссеров не хотел браться за эту работу. Сидней Поллак и Стивен Спилберг были среди тех, кто отказался от проекта. Барри Левинсон же захотел рассказать с экрана эту незамысловатую историю взаимоотношений двух братьев с присущей всему его творчеству глубиной.

«Человек дождя» пользовался огромным успехом у зрителей, и следующий фильм Левинсона не должен был обмануть их ожидания. И вот в конце 1990 года появляется новое детище режиссера с не сразу понятным названием «Авалон».

Фильм вновь переносит нас в любимый город Левинсона – Балтимор. Но это не сумбурный Балтимор 50-х, как в «Столовке», где в центре внимания была студенческая жизнь, и не Балтимор 60-х из «Жестянщиков». На экране предстает Балтимор послевоенного периода, и повествование идет о семье самого режиссера – его родителях, сестрах и братьях, тетушках и дядюшках.

Важная роль отводится «старейшинам» клана – в роли бабушки выступает известная английская актриса Джоан Плоуройт (вдова Лоуренса Оливье), дедушку играет Армии Мюллер-Шталь, недавно блеснувший в «Музыкальной шкатулке». В ролях родителей Эйданн Куинн и Элизабет Перкинс («Большой»), Молодого Барри (по фильму – Майкла) сыграл Элиджа Вуд.

Коротко содержание фильма можно передать в двух словах – жизнь и семья. По мнению режиссера, именно в семье происходит формирование личности. Только близкие могут до конца понять человека. Много лет люди жили большими кланами, и дети могли обращаться к любому члену семьи. Всегда рядом кто-то был, и это позволяло перенимать лучшее у старейшин. «Это было настоящее семейное воспитание, – вспоминает 48-летний Барри Левинсон в интервью газете «Нью-Йорк таймс». – Сейчас люди предъявляют претензии школе или полиции, а о воспитании в семье забывают. Оно как бы на втором плане. Но это ошибка. Все закладывается только в семье».

Об идее возникновения фильма режиссер рассказывает: «Я всегда с интересом слушал рассказы бабушки. Но долгое время я не представлял, как можно перенести это на экран. Вскоре я понял, что должен рассказать историю своего отца, и образы сами стали рождаться в моем сознании. Ведь бывает так, что в вашей памяти всплывает что-то неизвестно откуда. Именно так возник сюжет фильма».

Есть в ленте еще один «герой». С большой любовью вспоминает режиссер маленький черно-белый телевизор, который на несколько часов тесно сплачивал семейный круг. Это было окно в мир, и люди жадно впитывали любую информацию, обменивались впечатлениями. «Сейчас все не так, – сокрушается Барри, – за прошедшие 40 лет телевизор перекочевал из гостиной в спальню или на кухню, и по мере этого передвижения мы общались все меньше и меньше. Да и информация уже так не воспринималась – ведь это ужасно, что 50% студентов не знают, кто участвовал во Второй мировой войне и на чьей стороне».

Относительно выбора названия для фильма режиссер воздерживается от комментариев. С одной стороны, «Авалон» – это известный в Балтиморе кинотеатр. В то же время, по кельтской легенде Авалон – это остров в раю, куда попадают самые героические люди после смерти. Возможно, именно такую участь уготовил своим родным режиссер. С экрана также звучит это слово в одной из фраз: «Мы двигаемся все дальше и дальше от Авалона».

Конечно, тема для фильма выбрана с некоторым риском. Но ведь Левинсону рисковать приходилось не раз. В его произведениях практически нет секса, насилия, преступлений и нецензурных выражений. Поэтому, наверно, его «Столовка», например, почти не шла в крупных городах – прокатчики решили, что фильм не принесет прибыли.

«Мой отец уже посмотрел «Авалон», – рассказывает Левинсон, – по словам мамы, он не проронил ни слова в течение сеанса, молчал и после просмотра. Мне кажется, ему фильм понравился, но отец просто опасается, что лента слишком личная, чтобы на нее захотел пойти зритель. В нем заговорил бизнесмен. Лично я считаю, что гадать, понравится это публике или нет, ужасно. Я просто снимаю то кино, которое меня интересует. Если зрители меня поймут, – отлично. Вообще слишком много внимания на экране сейчас уделяется преступлениям. Какой-то поток жестокости. Нельзя использовать эту тему столь широко».

Хотя следующий из задуманных им фильмов будет посвящен жизни знаменитого гангстера, в сценарии Джеймса Тобака основное внимание уделяется не насилию, а романтическим взаимоотношениям героев.

«Я не хочу делать фильмы, которые будут забыты через 5 минут после просмотра, – говорит режиссер. – Пусть не сразу, но их коллизии должны всплывать в сознании зрителей». Не будем забывать, что и идею триумфального «Человека дождя» не все восприняли сразу. Аналогичная судьба ждет, возможно, и «Авалон». Это не простой кинематограф, но он должен найти отклик в людских сердцах.

Д. СЕГАЛЬ

ВИДЕОИГРЫ

Набирают популярность среди владельцев хоумвидео кассеты, со специальными образовательными играми. Как обычно, новую эру в индустрии видео открыли американцы: лос-анджелосская фирма «Нинтендо» предлагает уже четыре образца. Для самых маленьких предназначена игра «Доктор Марио». Кроме возможности приятно провести время, управляя забавным человечком со стетоскопом, игра помогает ребенку проникнуть внутрь человеческого организма, попутешествовать по артериям, капиллярам и другим органам…

Другая, например, игра рассчитана на любителей современной музыки и танца. Крошечный Майкл Джексон в точности выполнит все Ваши пожелания и спляшет «Прогулку по Луне», танец маленьких лебедей-или «казачок».

Заметим, что цены на видеоигры колеблются от 20 до 40 долларов.

(По материалам газеты «Видео Джифт Гвайд»)

ТУРОВСКАЯ ЛЕГЕНДА

Этот фильм – возвращение Руси Языческой. Сквозь хрупкий экран телевизора древние славяне протягивают руку своим потомкам. Погребенное под веками владычества христианства, но сохранившее свой дух, язычество – религия и жизнь наших далеких пращуров – вновь привлекает к себе.

В ленте, созданной совместно «Русским Видео» и Белорусским телевидением есть лишь музыка и танец. Белорусский хореографический ансамбль «Хорошки» и его руководитель Валентина Гаевая достаточно известны не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Причина этому – воскрешенные ими старинные танцы Белой Руси. Ну а в «Туровской легенде» мы присутствуем при возрождении языческих обычаев, игрищ… Охота на кабанов и зубров, свадебный обряд, заговоры, поклонение огню и идолам с неизвестными нам прозваниями – все можно выразить через язык жестов, дошедший до нас через тысячелетия, не изменившийся почти и оттого понятный и доступный.

Музыка композитора Сергея Хвощинского, негромкая и непривычная избалованному уху, но исконно славянская. Позаброшенные дудки, жалейки, рассохшиеся волынки доносят до нас музыку, любимую нашими предками. Вышедшая из чащоб леса, из шелеста тростника, напоминающая зов оленя и песню зяблика – она – неизвестная и неслыханная – все же нашла своего почитателя.

«Туровская легенда» – фильм без слов. Слова здесь не нужны. Мы бы не поняли сейчас речь людей времен стародавних, они бы не поняли нас… Так смотрите на них; на их жизнь – грубую, суровую, но прекрасную, как прекрасна и сурова сама жизнь. Люди не изменились с тех далеких времен. Нас по-прежнему волнуют все те же проблемы, мы так же смеемся и так же горюем, как и они. Добро осталось добром, а зло осталось злом. И поэтому, легенды, сохранившиеся в нашей памяти, столь же интересны и столь же современны…

С. БАБУШКИН

3

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+