Аватар / Avatar (2009)
Полнометражный фильм (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Аватар: опыт в IMAX 3D» / «Avatar: An IMAX 3D Experience» (версия для IMAX), «Аватар: специальное издание» / «Avatar: Special Edition» (версия с увеличенным хронометражем), «Аватар» Джеймса Кэмерона» / «James Cameron’s Avatar» (рекламное название), «Проект 880» / «Project 880» (рабочее название).
США, Великобритания.
Продолжительность 162 минуты.
Режиссёр Джеймс Кэмерон (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Автор сценария Джеймс Кэмерон.
Композитор Джеймс Хорнер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»; также номинация на «Золотой глобус» за песню I See You Джеймса Хорнера, Саймона Франглена и Кука Харрелла).
Оператор Марио Фьоре (премия «Оскар»).
Также премию «Оскар» получили: Джо Леттери, Стивен Розенбаум, Ричард Бэнехэм, Эндрю Р. Джонс (визуальные эффекты), художники-постановщики Рик Картер, Роб Стромберг (художники-постановщики) и Ким Синклер (декоратор).
Также на «Оскар» номинировались: Стивен Э. Ривкин, Джон Рефуа, Джеймс Кэмерон (монтаж), Кристофер Бойес, Гэри Саммерс, Эндю Нельсон, Тони Джонсон (сведение звука), Кристофер Бойес, Гвендолин Йэтс Уиттл (монтаж звука).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
2154-й год. Представители корпорации Resources Development Administration (RDA), ведущей на отдалённой планете Пандора добычу ценнейшего минерала — анобтаниума, предлагают Джейку Салли (Сэм Уортингтон), бывшему морскому пехотинцу с парализованными ногами, принять участие в программе Avatar. Причина в том, что гены парня позволяют ему заменить погибшего брата-близнеца, убитого грабителем, в качестве оператора так называемого аватара — выращенного в лаборатории гибрида организмов человека и на’ви. Официально Джейк подчиняется доктору Грейс Огастин (Сигурни Уивер), отвечающей за научные исследования, однако полковник Майлс Кварич (Стивен Лэнг) быстро разъясняет новичку, что на самом деле операция — военная.
Также в ролях: Зои Салдана (Нейтири), Мишель Родригес (Труди Шакон), Джованни Рибизи (Паркер Селфридж), Джоэль Мур (Норм Спеллман), Си Си Эйч Паундер (Моат), Уэс Стьюди (Эйтукан), Лаз Алонсо (Цу’тей), Дилип Рао (доктор Макс Патель), Мэтт Джералд (капрал Лайл Уэйнфлит), Шон Энтони Моран (рядовой Файк), в эпизоде Джеймс Кэмерон (озв., без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.12.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первое, что должно прийти в голову (ещё до начала сеанса) тому, кто специально не интересуется новостями с «фабрики грёз», – подозрение относительно непомерных амбиций Джеймса Кэмерона. Дескать, после «Титаника» /1997/ кинематографист мог позволить себе разрабатывать следующий проект (даже делая исключения для скромных документальных картин и телесериала «Ангел» /1999-2004/) неспешно, с великим тщанием, уподобляясь чуть ли не Микеланджело, сосредоточенно, отрешившись от мирской суеты, расписывающему Сикстинскую капеллу. Однако пресса не замедлила сообщить, что на самом-то деле замысел родился ещё в середине последнего десятилетия XX века, а готовый сценарий Джеймс предлагал крупнейшим студиям Голливуда уже в 1999-м году. Однако на тот момент чрезвычайно сложные в воплощении специальные эффекты обошлись бы, по самым скромным прикидкам, в $400 млн. Да и по истечении солидного времени производственный бюджет составил рекордную сумму – $237 млн., что тем более впечатлило в разгар финансового кризиса, который, впрочем, не помешал безусловному и повсеместному1 коммерческому триумфу. Так что формально к Кэмерону претензий, думается, быть не может.
Особую значимость эстетическому достижению режиссёра, сценариста и продюсера (кроме того, он принял непосредственное участие в процессе монтажа) придаёт тот факт, что фильм пронизан высоким гуманистическим пафосом. Экологические вопросы поднимаются не только в связи с образом доктора Огастин (отсылка к личности блаженного Аврелия Августина продолжает христианскую линию в кэмероновском творчестве), стремящейся изучить, исследовать, познать сложнейшую экосистему Пандоры – восхищающейся божественной гармонией и категорически не согласной с методами, одобряемыми эгоистичным Патриком Селфриджем. Авторы явно задались целью вызвать у неравнодушного зрителя, не представляющего существования без благ, даруемых «обществом потребления», пиетет к образу жизни и, главное, к миросозерцанию народа на’ви, ощущающего себя частью неделимого целого – неразрывно связанного с Эй’ва, разумом и душой уникального небесного тела. Джек приходит к закономерному выводу, что никакими «бусами» и «стекляшками» земляне не подкупят туземцев: «Они не пойдут на сделку. Ради чего? Светлого пива? И джинсов?» Однако постепенно на передний план выходит острая критика идеологии и практики могущественных транснациональных (в будущем, надо полагать, межпланетных) финансово-промышленных корпораций, продолжающих без зазрения совести и без оглядки на последствия проводить старую добрую политику. Политику варварской добычи полезных ископаемых с сопутствующим уничтожением флоры и фауны, а при необходимости – и с геноцидом местного населения. «Истребление аборигенов выглядит некрасиво, но есть одна вещь, которую акционеры ненавидят сильнее, чем плохую прессу, – плохой квартальный отчёт». Немного досадно, что постановщик, уже утвердивший Сигурни Уивер, не отважился доверить роль полковника Куоритча Майклу Бину, чьи персонажи, помнится, претерпели деградацию от честных, самоотверженных воинов (в «Терминаторе» /1984/ и «Чужих» /1986/) до лейтенанта Коффи в «Бездне» /1989/, опасного фанатика. Образ милитариста и вандала, цепного пса империалистов-колонизаторов, с неописуемой радостью приступающего к «расчистке территории», получил бы дополнительные обертоны. Но и без того характеристика, данная себе в сердцах расстроенным Салли («Изгой. Предатель. Чужак (Alien)»), приобретает любопытный подтекст: теперь сами люди заняли место отвратительных хищных инопланетян. Наконец, культурологический пласт занимательной истории подразумевает одновременно сегодняшние реалии, не отделимые от плодов научно-технического прогресса, и наследие древних: помещённое в заголовок слово интуитивно понятно каждому, кто знаком с Интернетом, и вместе с тем – приближается по смыслу к индуистскому термину аватара, обозначавшему нисхождение божества на землю с воплощением в смертное существо.
Впрочем, полностью разделяя гражданскую позицию создателей, всё же не могу не отметить серьёзные эстетические компромиссы, на которые они пошли – то ли под давлением студии, то ли по доброй воле, из осознания огромной ответственности. Драматургическая слабость «Аватара», события которого предугадываются без малейших усилий, особенно очевидна в сравнении с недавними, тематически близкими достижениями в научной фантастике – вроде «Викингов» /2008/ и «Района № 9» /2009/, менее скованных коммерческими обязательствами и отмеченных новаторскими (в духе именно Кэмерона!) решениями. Дело даже не в использовании традиционной, а не усложнённой сюжетно-фабульной конструкции: насмотренной части аудитории не составит труда заметить параллели с такими кинопроизведениями, как «Танцующий с волками» /1990/2, «Игры в полях Господних» /1991/, «Последний самурай» /2003/, мультфильмы «Долина папоротников: Последний тропический лес» /1992/ и «Покахонтас» /1995/ и даже… малоизвестная (за пределами Индии) «Вьетнамская колония» /1992/. Как-то не проникаешься мерным эпическим дыханием ленты, которое, безусловно, стремился передать Джеймс, прививая экранным перипетиям черты мифов и сказаний великих народов Земли, в том числе едва уцелевших при встрече с цивилизаторами. И, боюсь, небезупречна та составляющая фильма, которой было уделено основное внимание. Визуальное решение, разумеется, впечатляет обилием ярких красок, причудливостью, редкостным колоритом, но… так ли случайно вызывает в памяти образы, рождённые фантазией других художников-визионеров? Допустим, Хаяо Миядзаки, которому не требовался мощный заключительный аккорд – наподобие кульминационного сражения на’ви с агрессорами, завершающегося дуэлью Джейка и его аватара с суровым полковником внутри боевого робота. И нет ли внутреннего противоречия в самом подходе – в воспевании искусственными средствами (порядка 60% действия пришлось на компьютерную генерацию изображения) красоты естественного?!
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы составили $2 777 млн. долларов, притом что и показатели в национальном прокате ($749,8 млн.) впечатляют.
2 – В данной связи символично участие Уэса Стьюди, ещё в начале карьеры ставшего символом индейцев, почти истреблённых – но не сдавшихся.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий