Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté (1988)

Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté (1988): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Маршрутом баловня» / «Маршрут баловня» / «Маршрут избалованного ребёнка» / «Путь баловня» (варианты перевода названия), «Лев» / «Der Löwe» (ФРГ), «Маршрут баловня» / «Маршрут избалованного ребёнка» / «Itinerary of a Spoiled Child» (международное англоязычное название).

Франция, ФРГ.

Продолжительность 125 минут.

Режиссёр Клод Лелуш.

Автор сценария Клод Лелуш.

Композитор Франсис Ле (номинация на «Сезар»).

Оператор Жан-Ив Ле Менер.

Жанр: драма, приключенческий фильм, комедия

Краткое содержание
Сам Лион (Жан-Поль Бельмондо, премия «Сезар»), брошенный в раннем детстве матерью, рос и воспитывался в цирке, став замечательным артистом. Получив травму, он занялся предпринимательством, и фирма Лиона по производству мусороуборочной техники постепенно оказалась крупнейшей в своей отрасли. Прошли десятилетия, бизнес Сама процветает, повзрослевшие дети от разных браков, сын Жан-Филипп (Жан-Пьер Шатриер) и дочь Виктория (Мари-Софи Л.), не чают в отце души, но… чего-то не хватает. Лион отправляется на яхте в море и инсценирует собственную смерть.

Также в ролях: Ришар Анконина (Альбер Дювивье, Аль, номинация на «Сезар»), Лио (Иветт, первая жена Сама), Беатрис Аженен (Коринн, последняя жена Сама), Гила фон Вайтерхаузен (женщина, встречающая Сама), Мишель Бон (нотариус Сама), Пьер Вернье (священник Сама), Филипп Лорен (врач Сама), Анни Филипп (секретарша Сама), Даниэль Желен (Пьеро Дювивье, отец Аля), Николя Малле (Сам в 3 года), Фирмин Грусс (Сам в 7 лет), Стефан Грусс (Сам в 16 лет), Поль Бельмондо (Сам в 20 лет), в эпизоде Саломе Лелуш (маленькая девочка, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.11.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté (1988): кадр из фильма
В поисках приключений

«Баловню судьбы» присущи едва не все недостатки и достоинства, свойственные работам Клода Лелуша. Он словно тщится доказать зрителю, что по-прежнему хранит верность идеалам «новой волны» – но в собственном представлении, мало соотносящемся с эстетическими установками Франсуа Трюффо, Луи Маля, Клода Шаброля или, тем более, Жана-Люка Годара. Усложнённая кинематографическая форма, подчинённая не только мимолётным устремлениям Сама, вдруг возжелавшего пожить свободным, скитаясь по разным уголкам света с фальшивыми документами, но и его прихотливой памяти, по-прежнему сочетается у режиссёра-сценариста с обилием сантиментов и попытками поддержать видимость интриги. Фильм стал настоящим подарком для Франсиса Ле, чья душещипательная (в хорошем смысле слова!) мелодия замечательно передаёт мечтательное и грустноватое настроение, охватившее преуспевающего бизнесмена с призванием циркового артиста. Вместе с тем утончённый психологизм – на грани импрессионизма – соседствует с простенькой (если не сказать «примитивной») фабулой, совершенно формальной, не вызывающей интереса, искусственно замедляющей ритм повествования…

Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté (1988): кадр из фильма
Предупреждает преемника

Всё это так. Как следствие, приятие или неприятие фильма будет в значительной степени определяться отношением к самому творчеству Клода, к бесчисленным «лелушизмам», как критики с иронией окрестили набор типичных стилистических приёмов мэтра. Вернее, определялось бы – если б не наличие одного важного фактора. Вообще говоря, Жан-Поль Бельмондо уже снимался у Лелуша в романтической кинокомедии «Человек, который мне нравится» /1969/. Но «Баловень судьбы» стал не просто бенефисом (очередным, добавим про себя) «священного чудовища». Остаётся только поразиться проницательности кинематографиста, заметившего, что актёр, находившийся в зените славы и по-прежнему безукоризненно изображавший суперменов всех мастей, остро нуждается не в самопародировании, на поверку лишь укрепляющем сложившийся имидж1, а в философском и лирическом осмыслении амплуа. В своё время молодой Жан-Поль встретился с маститым Жаном Габеном в драме с символичным названием «Обезьяна зимой» /1962/, сам же, достигнув почтенного возраста, начал напоминать льва на склоне лет, доживающего век в величавом спокойствии. Подтверждениями тому служат и немецкое прокатное название ленты, и фамилия главного героя, и… та завороженность, с которой скиталец, приблизившись на опасное расстояние, взирает на царя зверей в африканской саванне. Настало время собирать камни, и поклонники отнеслись к исканиям Бебеля, своего нестареющего душой «прекрасного ребёнка», вечного баловня судьбы, с интересом2 и почтением, простив обидчивому кумиру даже отказ явиться на церемонию награждения «Сезарами».

Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté (1988): кадр из фильма
Нашли общий язык

Конечно, фильм Клода Лелуша не так прост, как может показаться на первый взгляд. Месье Лиона при желании можно окрестить идеальным бизнесменом. Изобретательным, инициативным, неутомимым и вместе с тем – думающим не об извлечении прибыли любым способом, а о том, как принести пользу обществу, совершенствуя сам принцип уборки мусора на улицах городов и по-отцовски заботясь о многочисленных сотрудниках. И обязательно отметим артистическую натуру, неизбывную любовь к цирку с его эксцентрикой и дерзким попранием опасности, восхищающим обывателей, которая по-особому проявляется в делах! Но внимание режиссёра, с молодости сохраняющего скептический настрой по отношению к родной буржуазной действительности, не случайно привлекает именно усталость Сама, носящая, по сути, экзистенциальный характер и косвенно свидетельствующая об утомлённости, лености, апатичности всего общества. Потому и важен процесс обучения (по сути, воспитания личности) перспективного преемника Альбера, прочимого и в женихи Виктории. Подобно, допустим, создателям «Курьера» /1986/ режиссёр призывал задуматься о будущем – о том, в чьи руки перейдёт воздвигнутое старшими поколениями здание. Правда, Лелуш исполнен оптимизма – в отличие от наших соотечественников Карена Шахназарова и кинодраматурга Александра Бородянского, не скрывавших тревоги.

.

__________
1 – Вспомним хотя бы смелое облачение в яркий наряд клоуна в «Ограблении» /1985/.
2 – Посещаемость составила 3,25 млн. человек (пятое место в сезоне).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бельмондо Жан-Поль. Как я стал дедушкой // Ровесник. – 1990, № 8. – С. 28.
Как люди культурные, французы… // Ровесник. – 1989, № 10. – С. 22.
«Я открыл путь молодым» // Работница. – 1991, № 9. – С. 38-39.
Кудрявцев Сергей. Бебель великолепный // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 9. – С. 2-4.
Мейзеров Г., Флорентьев Л. Жан-Поль Бельмондо // Крокодил. – 1989, № 18. – С. 15.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+