Бандиты во времени / Time Bandits (1981)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Бандиты времени» (вариант перевода названия).
Великобритания.
Продолжительность 116 минут (оригинальная версия – 103 минуты).
Режиссёр Терри Гиллиам.
Авторы сценария Майкл Пэйлин, Терри Гиллиам.
Композитор Майк Моран.
Оператор Питер Бизиу.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
Родители юного Кевина (Дэвид Дейкер и Шейли Фирн) решительно не разделяют увлечений сына (Крейг Уорнок) историей и, судя по всему, даже не замечают, что в его комнату через образовавшуюся дыру во времени попадает группа карликов, укравших у Высшего существа (Ральф Ричардсон, Эдвин Финн, озв. Тони Джэй) заветную карту. Рэндэлл (Дэвид Раппапорт), Фиджит (Кенни Бейкер), Страттер (Малкольм Диксон), Ог (Майк Эдмондс), Уолли (Джек Пёрвис) и Вермин (Тайни Росси) убеждают мальчика присоединиться к ним. Кевину предстоит встретиться с Наполеоном (Иэн Холм), Робином Гудом (Джон Клиз), царём Агамемноном (Шон Коннери), а также поплавать на «Титанике» и даже — побывать в эпохе легенд.
Также в ролях: Шон Коннери (также в роли пожарного), Шелли Дюваль (дама Пэнси / Пэнси), Кэтрин Хелмонд (миссис Огре), Майкл Пэйлин (Винсент), Питер Вон (Уинстон, огр), Дэвид Уорнер (Зло), Джим Бродбент (Компрер), Джон Янг (Реджинальд).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.10.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Даже если не поддаваться максимализму отдельных исследователей (например, Роберта Хьюисона, автора книги «Монти Пайтон: доводы против» (Monty Python: The Case Against)) и не проводить прямые, поимённые параллели между новыми товарищами Кевина и «монтипайтоновцами», вынесенный в заголовок эпитет не может не вызвать стойкой ассоциации с участниками прославленной комедийной труппы. Это для непоседливых и не всегда удачливых лилипутов, решивших испытать себя на поприще присвоения чужих ценностей, всё впервые и вновь, подчас – откровенно идёт наперекосяк, а, скажем, Джон Клиз демонстрирует непоколебимую уверенность в своих силах в обличии Робина Гуда, сопровождающего раздачу беднякам имущества богачей… лихим мордобоем! Вместе с тем Терри Гиллиам и Майкл Пэйлин (он отвёл себе эпизодическую, хотя и колоритную, роль Винсента), скорее, снизили плотность высмеивания и доведения до абсурда знакомых исторических ситуаций. В «Бандитах во времени» пародийно-сатирические интонации постепенно уступают место более тонким, нередко парадоксальным наблюдениям и, главное, безостановочному, фееричному, пёстрому, точно сама фантазия, действу.
Если Наполеон восторгается гостями, неожиданно проявившими себя на сцене, то следом неизбежно раздастся тирада о достижениях низкорослых политических деятелей, а, допустим, Агамемнон – внезапно проявит отцовские качества по отношению к храброму мальчишке. К чему всё это? Чтобы сбить доверчивую публику с толку, поглумиться над стереотипными представлениями о героях былого?.. И что должно символизировать Зло во плоти, с умным видом рассуждающее о собственном величии и безграничных возможностях, которые опровергает явление Высшего существа1?.. На мой взгляд, своеобразным ключом к философии фильма служат обрамляющие сцены с родителями Кевина, самозабвенно поглощёнными модной мебелью, новейшими бытовыми приборами и прочими желанными для «среднего класса» вещами. Что может спасти от затягивающих, словно зыбучие пески, прелестей «общества потребления», низводящего людей до статуса участников телешоу дурного пошиба, умело режиссируемого Злым гением? Как и Джон Бурмен, Гиллиам не стесняется воспевать славную пору детства, когда события, порождённые смелым, ничем не сдерживаемым воображением кажутся куда подлиннее скучной реальности, продолжая питать творчество на протяжении всей жизни. Но что ещё важнее – незамутнённое восприятие не позволяет остаться незамеченными проискам врага рода человеческого, служа залогом победы добра и справедливости, восстановления воли Высшего существа. При известной мрачности атмосферы «Бандиты во времени» кажутся, наверное, самым светлым и жизнеутверждающим гиллиамовским произведением, сглаживая ощущение отчаяния и безысходности, производимое его личным шедевром «Бразилия» /1985/. Любопытно также то обстоятельство, что «независимая»2 английская лента блестяще (в частности, обойдя бурменовский «Экскалибур») прошла по экранам США, собрав $42,3 млн. и принеся $20,5 млн. прокатной платы.
.
__________
1 – Особенно подкупает реплика, что пора возвращаться, не то развитие в оставленном без присмотра мире опять спишут на эволюцию.
2 – Джордж Харрисон не только выделил (на правах совладельца HandMade Films) $5 млн., но и написал песню под названием Dream Away, включённую в саундтрек.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В жанре «Фэнтези» // Экран. – 1992, № 01. – С. 28-29.
Добавить комментарий