Бартон Финк / Barton Fink (1991)

Бореев Владимир. В Европе правит бал Америка // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 9. – С. 24-25.

В ЕВРОПЕ ПРАВИТ БАЛ АМЕРИКА

Заметки с Каннского фестиваля

Не ошибусь, если заявлю, что нет на свете ни одного уважающего себя кинорежиссера, актера или актрисы, которые бы в тайне, в глубине души не мечтали не только побывать на самом престижном фестивале в Каннах, но и завоевать на нем какой-нибудь приз. Думаю, что подобные мысли не раз одолевали триумфаторов нынешнего фестиваля, одаренных молодых американских сценаристов и режиссеров братьев Джоела и Этана Коэнов. Их поразительная ретро-комедия «Бартон Финк» о злоключениях молодого драматурга, решившего стать киносценаристом, собрала небывалый урожай призов: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Джон Туртурро).

Однако европейские кинематографисты не разделяли всеобщего восторга по этому поводу. Третий год подряд Канны сдаются под натиском голливудской «агрессии». 1989 год – «Золотая пальмовая ветвь» достается С. Содербергу за «Секс, ложь и видео». 1990 год – высшей награды удостоено «Дикое сердце» Дэвида Линча. И в 1991 году вновь главный приз отправляется в Новый свет. Датский кинорежиссер Ларс Фон Триер наиболее резко и бестактно среагировал на решение жюри, которое, кстати, возглавлял Роман Полянский. Фон Триер заявил во всеуслышание братьям Коэнам, что его фильм «Европа» лучше их «Бартона Финка». На что Коэны, со свойственным им спокойствием и хладнокровием ответили: «Мы вашего фильма не видели, да и какая собственно разница, кто победил, вы или мы».

Действительно, для американцев главный приз Каннского фестиваля – это всего лишь дополнительная реклама. А для европейского режиссера «Золотая ветвь» означает престиж, славу, и, конечно же, солидную кассу. Вот и выходит, что европейцы рвутся к победе, жаждут награды, и все не получается. А американцы, победив, остаются равнодушными, как будто и не вступали в борьбу. Конечно, жюри фестиваля нельзя считать полностью беспристрастным.

Ведь долгое время работали и

24

продолжают работать в Голливуде пятеро «судей» из десяти, включая актрису Вупи Голдберг и режиссера Алана Паркера.

Так что атмосфера кинофестиваля была американизирована донельзя. Не удивительно поэтому появление Мадонны, которая привезла в Канны документальный фильм о себе с вызывающим двойным названием – «Правда или вызов» («В постели с Мадонной»). Сама картина оказалась гораздо целомудренное, чем о ней судачили в кулуарах, но нужного полускандального резонанса Мадонна добилась.

В такой гнетущей атмосфере скромному интеллектуальному европейскому кинематографу невыносимо трудно пробиться к зрителю. И все-таки лучшим кинорежиссерам и актёрам Европы это удалось. Французская актриса Ирен Жакоб блестяще сыграла двух девушек-двойников в фильме известного польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского «Двойная жизнь Вероники», за что и была удостоена премии за лучшую женскую роль. Тео Ангелопулос в своей новой ленте «Прерванный полет аиста» с Марчелло Мастрояни и Жанной Моро в главных ролях рассказывает трогательную историю политических беженцев. Итальянец Марко Феррери вновь вернулся к теме каннибализма в фильме «Плоть». Французский режиссер Морис Пиала привез на фестиваль свой еще незаконченный фильм «Ван Гог», который интересен своеобразной трактовкой трагической судьбы великого художника.

И, наконец, другой француз Жак Риветт привлек особое внимание аудитории своим фильмом «Прекрасная собирательница орехов», и это несмотря на то, что картина идет четыре часа, на протяжении которых пожилой художник рисует красивую обнаженную натурщицу.

Вновь Америка победила. Европе остается лишь ждать следующего года и готовиться, готовиться к долгому восхождению на вожделенный Олимп.   ■

Владимир ВЯЗОВ

25

ВИДЕОГЛОБУС

НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ

В нынешнем году мировое видео еще более укрепило свой авторитет и статус равноправия с традиционным кино. Это произошло в мае на 44-м Международном кинофестивале в Канне. Хотя двери Каннского киносмотра открылись для видеофильмов и видео программ еще 13 лет назад. Канн-91 можно считать премьерой видеорынка на самом престижном киносоревновании планеты. Впервые видеопроизводители были представлены как независимые партнеры кинопродюсеров.

Видеорынок на Круазетт собрал на этот раз более 2 тысяч участников. В 19 просмотровых залах было продемонстрировано около 400 фильмов из 60 стран. В канун фестиваля представительный директор кинорынка Мишель Боннэ заявил о намерении сделать его еще более открытым, превратить «в крупнейшую общественную службу мировых кинокоммуникаций». Похоже, что это воплощается в жизнь.

Григорий СИМАНОВИЧ,

Канн. Специально для «Видео-Асс».

ЧТО? КАК? ПОЧЕМ? ДЛЯ КОГО?

По данным последнего обзора французской федерации видео и журнала «Видео для всех»

КЛУБЫ ЗАЯВИЛИ О СЕБЕ

Первые видеоклубы открылись еще в 1972 году. Число их особенно резко увеличилось в 1988-1989 годах.

57 процентов клубов работает без выходных, 33 – шесть дней в неделю. Средняя площадь помещения видеоклуба – 72 кв. метра. Есть маленькие, от 10 кв. метров, а самые просторные – до 400. Средний по масштабам клуб располагает 2350 кассетами. Часть фонда продается, часть – выдается напрокат.

Вступительный взнос члена клуба в среднем 250 франков, прокатная стоимость кассеты 22 франка в день, на выходной – 25. Типичный клуб имеет около 1800 клиентов, постоянных и разовых. Большинство составляют рабочие, меньше всего работников сельского хозяйства. Месячный оборот такого клуба примерно 30 тысяч франков. Предприниматели, владеющие клубами, как правило, люди не старше 37 лет.

КРИТЕРИЙ ОТБОРА ФИЛЬМОВ

Берущие фильм напрокат прежде всего руководствуются рекомендациями знакомых, друзей, отзывами прессы. Имеет значение и цена, и красочность футляра, жанр, уровень рекламы, имя режиссера и другие соображения также принимаются во внимание.

Наибольшим успехом у тех, кто платит за прокат, пользуются приключенческие ленты, боевики, триллеры и комедии. Наименьший спрос на фильмы спортивной тематики.

Покупатели особенно охотно приобретают X-фильмы (порно, «крутая» эротика). Далее предпочтение отдается мультфильмам, приключенческим лентам, боевикам, классике. На последнем месте – образовательные, учебные ленты.

ШТАТ, ОСНАЩЕНИЕ

Обычно клуб обслуживает один человек. Если работают двое, то попеременно. 58 процентов клубов оснащено компьютерами. С этим владельцы связывают процветание своего бизнеса. Компьютеры помогают работать с клиентами и вести статистику. 61,8 процента видеоклубов Франции расположены в центральных районах, в местах оживленной торговли. Однако, и центр, и пригородные индустриальные районы обслуживаются на одинаково высоком уровне.

Г. СИМАНОВИЧ

Париж-Москва, по заказу «Видео-Асс»

32

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+