Бегство Логана / Logan’s Run (1976)

Бегство Логана / Logan’s Run (1976): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Побег Логана» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Майкл Андерсон.

Автор сценария Дэвид Зелаг Гудман по роману Уильяма Ф. Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона.

Композитор Джерри Голдсмит.

Оператор Эрнест Ласло (номинация на «Оскар»).

Специальную премию «Оскар» получили Л.Б. Эбботт, Глен Робинсон, Мэттью Юрисич (визуальные эффекты).

Также на премию «Оскар» номинировались Дейл Хеннеси, Роберт Де Вестел (художники-постановщики).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика

Краткое содержание
В далёком будущем люди живут в комплексе зданий, полностью изолированном от окружающей среды и контролируемом сверхмощным компьютером. Во избежание перенаселения каждый, кто достигает тридцатилетнего возраста, проходит через ритуал под названием Carrousel, возрождаясь, как все верят, в новом качестве. Логан 5 (Майкл Йорк) и Фрэнсис 7 (Ричард Джордан) несут службу в корпусе «сэндменов» (‘песочных людей’), в обязанности которых входит ликвидация тех, кто, испугавшись приближающейся участи, решился бежать. Однако первому из них компьютер даёт особое задание.

Также в ролях: Дженни Эгаттер (Джессика), Роско Ли Браун (Бокс), Фэрра Фосетт (Холли), Майкл Андерсон-мл. (Док), Питер Устинов (старик), Рэндольф Робертс (человек из святилища), Лара Линдсэй (беглянка), Гари Морган (Билли).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.08.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бегство Логана / Logan’s Run (1976): кадр из фильма
Суровые методы

Представители Columbia Pictures озвучили намерение экранизировать одноимённую антиутопию Уильяма Ф. Нолана и Джорджа Клейтона Джонсона ещё в 1967-м – в том самом году, когда издательство Dial Press опубликовало роман. Правда, в итоге проект был реализован стараниями другой крупной американской кинокомпании, Metro-Goldwyn-Mayer, причём спустя несколько лет. Пожалуй, задержка пошла картине на пользу. За минувший период Голливуд распрощался с кодексом Хейса, что позволило Майклу Андерсону гораздо обстоятельнее (правда, студийные цензоры всё-таки ограничили полёт эротической фантазии режиссёра) затронуть мотив свободной любви в XXIII веке и смелее показать обнажённую женскую натуру. Аспект важен, поскольку литературный первоисточник появился на свет явно под влиянием бунтарских настроений, породивших и «сексуальную революцию», и призывы к молодёжи активно узурпировать власть (на эту тему есть любопытный памфлет «Дикарь на улицах» /1968/). Нельзя сбрасывать со счетов и накопленные наработки в области специальных эффектов. Некоторые решения (например, личное оружие «сэндменов», каждый выстрел из которого сопровождается выбросом пламени) по-настоящему оригинальны – и по-прежнему производят сильное впечатление. Выделенный производственный бюджет1 ($9 млн. – выше, чем, скажем, у фильма-катастрофы «Землетрясение» /1974/) обеспечил создание величественного зрелища в роскошных декорациях.

Бегство Логана / Logan’s Run (1976): кадр из фильма
Засомневался…

Исходные сюжетные предпосылки кому-то наверняка покажутся малоубедительными. Но для авторов, скорее всего, было принципиально продемонстрировать, каким станет человек в условиях искусственно сконструированного, отрезанного от природы рая: наивным, готовым поверить глупейшему мифу о перерождении, наслаждающимся гедонистическим образом жизни. Немногие усомнившиеся и отважившиеся на побег на поверку оказываются ничуть не умнее, поскольку направляются прямо в ловушку. Даже охранителю Логану 5, выбранному уничтожить святилище, очевидно, в силу исключительных интеллектуально-волевых качеств, компьютер сообщает минимум информации, глухо игнорируя резонные вопросы. Бегство, задуманное в качестве отвлекающего манёвра, однако в итоге – заведшее его с Джессикой в такие места, о существовании которых никто не подозревал, приносит откровение. Это как если бы люди в оковах у Платона (из мифа о пещере, поведанного в диалоге «Государство») вышли на свет Божий и обнаружили, что игра теней на стене не имеет ничего общего с миром. Остаётся только догадываться, что произошло на Земле (ядерная война? пандемия? катаклизм глобального характера?), если от цветущих мегаполисов остались руины… На редкость колоритен выдающийся артист Питер Устинов в обличии мудрого старца, чей вид и странные речи (вплоть до цитирования строчки из стихотворения давно забытого поэта Томаса Стернза Элиота) повергают гостей в ступор. Впрочем, непременный хеппи-энд воспринимается скомканным и неправдоподобно оптимистичным. Остроты социально-критического анализа «Бегства Логана» не хватило для того, чтобы ленту отметили на X Московском международном кинофестивале. Тем не менее успех экранизации вдохновил Нолана написать два продолжения, «Мир Логана» /1977/ и «Поиск Логана» /1980/, а кроме того, увидел свет телесериал, продержавшийся 14 эпизодов.

.

__________
1 – К слову, с лихвой окупившийся, поскольку кассовые сборы в национальном прокате составили $25 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Тирдатова Е. От Лира до Пуаро // Советский экран. – 1985, № 04. – С. 21.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+