Бегство Логана / Logan’s Run (1976)

Тирдатова Е. От Лира до Пуаро // Советский экран. – 1985, № 04. – С. 21.

вопрос – ответ

Уважаемая редакция!

Просим рассказать об известном английском актере Питере Устинове, который сыграл в кинофильме «Роковое путешествие», шедшем у нас в прокате. Также хотелось бы видеть на страницах журнала его фотопортрет.

Группа учащихся ПТУ № 7, г. Ленинград

ОТ ЛИРА ДО ПУАРО

Питер Устинов. Знаменитый английский драматург, прозаик, режиссер и актер театра и кино, который играет на сцене короля Лира, и он же имитирует на детских грампластинках голоса 27 обитателей зоопарка, ставит «Женитьбу» Мусоргского в «Ла Скала» и пишет романы…

Творчество Питера Устинова знакомо советским зрителям и читателям. У нас опубликованы пьесы «Фото-финиш» и «Десятая Бетховена», роман «Крамнэгел», который недавно получил сценическое воплощение в Московском театре сатиры. В Театре имени Моссовета идет его пьеса «На полпути к вершине», в кинотеатрах – фильм «Роковое путешествие» по книге Агаты Кристи, где Питер Устинов выступает в роли знаменитого сыщика Эркюля Пуаро.

А каков он в жизни? Выдумщик. Импровизатор. Человек с развитым чувством юмора.

Таков он и в творчестве: литературном, режиссерском, актерском. Устинов насыщает свои произведения элементами фантастики, переплетает в них трагическое с комическим. Не случайно, наверное, первая же его пьеса. «Дом сожалений», принесшая успех, была именно трагикомедией. По собственному признанию, ему много дала учеба в лондонской театральной студии Мишеля Сен-Дени, приверженца системы Станиславского. В театре им сыграно огромное количество ролей в классическом и современном репертуаре. А в кинематографе? Начиная с дебюта в 1940 году, на его счету более пятидесяти ролей.

«На людях, отдавших себя служению искусству, лежит тяжкое бремя ответственности», – говорил Устинов в одном из интервью.

Он вглядывается в окружающий мир, подмечая в духовной жизни сегодняшней Англии признаки застоя, кризиса, распада нравственных ценностей. В упомянутой пьесе о Бетховене гениальный музыкант волею авторской фантазии попадает в нынешнюю английскую семью и поражается тому, как абсурден и хаотичен ее жизненный уклад… Полицейский Крамнэгел выброшен капиталистическим обществом и сам становится преступником, ибо нет другого способа привлечь к себе внимание и рассказать людям о том, что его любимый Город превратился в «помойку, вертеп, где процветают коррупция, насилие, взяточничество…»

«Мой маленький вклад». Так назвал Питер Устинов поставленный в 1979 году документальный фильм, посвященный детям разных стран. Художник, активный деятель ЮНИСЕФ, детского фонда ООН, считал своим долгом творчески участвовать в мероприятиях Международного года ребенка. Лента снималась в ряде капиталистических и развивающихся стран и запечатлела бедственное положение детей, многие из которых умирают от голода и болезней лишены самого необходимого.

Острая социальная направленность присуще и его лучшим актёрским работам.

…Далекое будущее. Планета наша опустошена в результате разрушительных катаклизмов. Те, кто уцелел, вынуждены скрываться в герметических помещениях. Так начинается фантастический фильм М. Андерсона «Бегство Логана», показанный на одном из московских международных кинофестивалей. В придуманном мрачном мире людей уничтожают в молодом возрасте якобы для того, чтобы дать им новую жизнь, но на самом деле это лишь способ избавиться от перенаселения. Молодой человек и девушка, бежавшие из резервации, встречают старика. Это единственный оставшийся в живых человек, который помнит былую свободу Он-то и открывает беглецам правду, помогает им начать борьбу за свое будущее. Роль мудрого старика невелика. но заметна благодаря острохарактерной игре Питера Устинова.

Впрочем, актер с удовольствием снимается в фильмах разных жанров – приключенческих, детективах, комедиях. Советские зрители помнят Питера Устинова по участию в «Комедиантах» режиссера П. Гленвилла по роману Грэма Грина (приз американских кинокритиков 1967 года) и в «Спартаке» С. Кубрика (премия Оскар за роль владельца школы гладиаторов).

Мы уже говорили о широте творческого диапазона Питера Устинова. Как кинодраматург он дебютировал а 1945 году, написав совместно с известным английским режиссером К. Ридом сценарий фильма «Путь вперед». Как кинорежиссер – в 1948 году, поставив по своему сценарию ленту «Школа секретов». Устинов выступал как продюсер, автор сценария, режиссер, исполнитель главных ролей в киновариантах своих пьес. В поставленной им философской драме «Билли Бадд» по одноименному произведению Г. Мелвилла сделана попытка осмыслить моральные проблемы буржуазного общества. Последняя его режиссерская и актерская работа – «Мемед, мой ястреб», история турецкого народного героя, защитника угнетенных крестьян.

Родился Питер Александер Устинов в 1921 году в Лондоне. Его отец – немецкий журналист Иона фон Устинов познакомился в Петрограде с будущей матерью П. Устинова Надей Бенуа, дочерью архитектора Луи Бенуа. «Англичанин я по чистой случайности», – шутит Питер Устинов. Он гордится своими русскими корнями, тем, что является внучатым племянником Александра Бенуа. Кстати, именно знаменитый художник и критик первым пожелал ему удачи на актерском поприще в письме, которое П. Устинов хранит как величайшую ценность.

Питер Устинов неоднократно бывал в Советском Союзе и как гость международных кинофестивалей в Москве, и как участник съемок телефильмов, рассказывающих о русском и советском искусстве – живописи, балете, цирке. «Я большой поклонник советского искусства и мечтаю о новых творческих встречах с вашими замечательными актерами, режиссерами и кинематографистами», – говорил он. Свое уважение к Стране Советов Устинов выразил в недавно написанной им книге «Моя Россия».

Е. ТИРДАТОВА

21

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+