Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)
Другие названия: «Бегущий по лезвию бритвы» / «Блейд-раннер» (варианты перевода названия), «Опасные дни» / «Dangerous Days» (название оригинального сценария), «Бегущий по лезвию: Окончательный монтаж» / «Blade Runner: The Final Cut» (англоязычное название перемонтированной версии).
США, Гонконг, Великобритания.
Продолжительность 117 минут.
Режиссёр Ридли Скотт.
Авторы сценария Хэмптон Фэнчер, Дэвид Вебб Пиплз по роману Филиппа К. Дика.
Композитор Вангелис (номинация на «Золотой глобус»).
Оператор Джордан Кроненвет.
На премии «Оскар» номинировались: Лоуренс Дж. Полл, Дэвид Л. Снайдер, Линда ДеСкенна (художники-постановщики), Дуглас Трамбалл, Ричард Йурисич, Дэвид Драйер (визуальные эффекты).
Жанр: научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Лос-Анджелес, ноябрь 2019-го года. Рик Декард (Харрисон Форд) — в недавнем прошлом блюститель закона из специального подразделения Blade Runner (‘бегущий по лезвию’), занимающегося ликвидацией вышедших из-под контроля человекоподобных «репликантов». Офицер Гэфф (Эдвард Джеймс Олмос) доставляет его к бывшему начальнику Брайанту (М. Эммет Уолш), который принуждает Рика взяться за опасное дело. Подлежат ликвидации четыре андроида серии «Нексус-6», виновные в гибели членов космического корабля и нелегально прибывшие на Землю: Рой Бэтти (Рутгер Хауэр), Прис (Дэрил Ханна), Леон (Брайон Джеймс) и Зора (Джоанна Кэссиди). Ситуация осложняется из-за завязавшихся личных отношений Декарда с красивой женщиной по имени Рашель (Шон Янг), ассистенткой Элдена Тайрелла (Джо Тёркел) — великого учёного и основателя Tyrell Corporation, в которой он также опознает «репликанта»…
Также в ролях: Уильям Сэндерсон (Дж.Ф. Себастиан), Джеймс Хонг (Хэннибал Чью), Морган Полл (Холден), Кевин Томпсон (Бир), Джон Эдвард Аллен (Кайзер), Хай Пайк (Тэффи Льюис), Кимико Хиросигэ (камбоджийка), Боб Оказаки (Хауи Ли).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.03.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотя при жизни Филипп К. Дик пользовался заслуженным уважением коллег по научно-фантастическому литературному цеху, подлинная слава пришла к нему лишь после смерти, произошедшей 2-го марта 1982-го – всего за три с половиной месяца до премьеры «Бегущего по лезвию». И не последнюю роль в росте популярности сыграли именно экранизации, начиная с работы сорокапятилетнего Ридли Скотта. Английский кинематографист первым (если не считать создателей телесериала «Вне этого мира» /1962/, обращавшихся к рассказу «Самозванец») усмотрел огромный потенциал, таящийся в прозе Дика. За основу был взят роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» /1969/, хотя название (выбранное из нескольких рабочих вариантов) позаимствовано у другого автора, Алана Нурса. Правда, Скотт и сценаристы Хэмптон Фэнчер и Дэвид Вебб Пиплз пока обошлись без радикальных экспериментов в области сюжетостроения, когда привычная фабула постепенно обретает дополнительное измерение или преподносит сюрпризы в финале. Но сформулированный фантастом тезис о том, что «основной инструмент манипуляции действительностью есть манипуляция словами» (в более широком аспекте – вниманием реципиента, удерживаемым и направляемым в нужное русло), всё же нашёл отражение на уровне подтекста. Члены съёмочной группы со временем поведали о серьёзном творческом споре между Ридли, настаивавшим на том, что Декард сам, не ведая о том, является «репликантом», и ведущими актёрами Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром, защищавшими традиционный драматургический конфликт «человек против машины». Причём преднамеренная неопределённость (по сути, амбивалентность, поскольку свидетельств в пользу обеих версий существует примерно поровну) в данном вопросе придаёт повествованию дополнительную глубину и многозначность. К сожалению, массовому зрителю история показалась сложной, и кассовые сборы, составившие $26,2 млн. (с учётом демонстрации за рубежом – $33,1 млн.), не позволили компенсировать производственные затраты, оцениваемые в $28 млн.
Ридли Скотт сумел повенчать пристрастие к воплощению картины грядущего, как в фантастическом хорроре «Чужой» /1979/, с попыткой осмыслить законы Истории, чему был посвящён дебют «Дуэлянты» /1977/. Впечатляющие, живописные футуристические декорации мегаполиса, задавшие затяжную моду на эстетику киберпанка1, замечательные визуальные эффекты прекрасно сосуществуют с атмосферой типичного нуара (хотя изъятие закадрового монолога из режиссёрской версии, представленной к десятилетнему юбилею, несколько ослабило сходство). Декард не желает оставаться бездушным орудием в руках абстрактного правосудия, методично уничтожая искусственные создания, которые на поверку оказываются способными на более искреннее проявление – почти по Ницше – человеческого, слишком человеческого. Ликвидация (официальная формулировка – «retirement», то есть ‘списание’ или ‘отправление в отставку’) Зоры, как сознаётся в рассуждениях Рик, вызвала у него тот же комплекс чувств и невесёлых мыслей, что и обычное убийство… Отчаянное цепляние Бэтти с товарищами за жизнь, выливающееся, в частности, в попытки встретиться со своим создателем Тайреллом, бессильным спасти творение… Завязавшийся роман с Рашель, искренней в собственном неведении… Наконец, изумительная, проникнутая библейскими аллюзиями развязка, когда Декарду дарует жизнь, отпуская в вольный полёт собственную душу-голубя, «белокурая бестия» Рой… Мотив «чужого» как чуждого и враждебного людям, облюбованный ещё мастерами B-movies (допустим, Доном Сигелом во «Вторжении похитителей тел» /1956/) и доведённый до предела именно Скоттом, выворачивается наизнанку, развенчивая присущий homo sapiens демиургов комплекс. Причём ирония в этом «запредельно мрачном в прямом и переносном смыслах, вызывающем странное мазохистское чувство» (характеристика режиссёра) мире, где ненатуральное практически вытеснило природу, проявляется в том, что и идентификация человека по тесту Войта-Кампффа невозможна без посредства машины. Форд, прославившийся в иронических постмодернистских киносочинениях, великолепен в по-богартовски трагической роли, ибо победа «бегущего по лезвию», пребывающего в «пограничной ситуации», но сохраняющего (при всех сомнениях) верность навязанному обществом долгу, напоминает, скорее, поражение.
.
__________
1 – Беллетрист Уильям Гибсон признавался, что прервал просмотр на двадцатой минуте из-за поразительного сходства фильма с уже задуманным, но пока не написанным романом «Нейромант».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Краснова Гарена. Дэрил Ханна: любимая актриса ведущего редактора // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 11. – С. 8-12.
Фикс Сергей. 10 лет спустя // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 14. – С. 9-11.
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 14. – С. 30.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Фикс Сергей, Самсонов Георгий. Ридли Скотт и его фильмы // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 08. – С. 20-25.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий