Бен-Гур / Ben-Hur: A Tale of the Christ (1925)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Бен-Гур: История Христа» (вариант перевода названия), «Бен-Гур» / «Бен Гур» / «Ben-Hur» (усечённый вариант названия).
США.
Продолжительность 143 минуты (отреставрированная версия – 151 минута).
Режиссёры Фред Нибло, Кристи Кабанн (без указания в титрах), Джей Джей Кон (без указания в титрах), Рекс Ингрэм (без указания в титрах).
Автор сценария Кэри Уилсон (последовательность эпизодов – Кэри Уилсон и Бесс Мередит) по роману Лью Уолласа в адаптации Джун Матис, авторы титров Кэтрин Хилликер, Х.Х. Колдуэлл.
Композиторы Карл Дэвис (отреставрированная версия 1987-го года, Уильям Экст (без указания в титрах), Дэвид Мендоза (без указания в титрах).
Операторы Клайд Де Винна, Рене Гиссар, Перси Хилбёрн, Карл Страсс (без указания в титрах), Гленн Кершнер (без указания в титрах).
Жанр: приключенческий фильм, драма, мелодрама
Краткое содержание
Иуда Бен-Гур (Рамон Новарро) с неподдельной радостью встречает своего друга детства Мессалу (Фрэнсис Бушман), вернувшегося в Израиль, став римским трибуном. Однако тот не спешит вступиться за товарища с матерью и сестрой Тирзах (Кэтлин Кей), обвинённых в покушении на высокое должностное лицо. Женщин помещают в темницу, а Бен-Гура ссылают рабом на галеры, где почти нет шанса уцелеть.
Также в ролях: Мэй МакЭвой (Мария), Клэр МакДауэлл (принцесса Гур), Кармел Майерс (Айрас), Найджео Де Брулье (Симонид), Митчелл Льюис (шейх Ильдерим), Лео Уайт (Санбаллат), Чарльз Белчер (Валтасар), Дейл Фуллер (Амрах), Уинтер Холл (Иосиф), Клод Пэйтон (Иисус Христос, без указания в титрах), в эпизодах (все – зрители гонок на колесницах, без указания в титрах) Джон Берримор, Лайонел Берримор, Гэри Купер, Джоан Кроуфорд, Дуглас Фэрбенкс, Руперт Джулиан, Кларк Гейбл, Дороти Гиш, Лиллиан Гиш, Мэрион Дэвис, Джон Гилберт, Сэмюэл Голдвин, Генри Кинг, Гарольд Ллойд, Кэрол Ломбард (также в роли рабыни), Мирна Лой (также в роли рабыни), Мэри Пикфорд, Фэй Рэй.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.03.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Участие такого количества «звезд» Голливуда (в том числе – «звёзд» будущих, не только периода «великого немого»), пусть и без указания в титрах, имеет простое объяснение. Сами съёмки легендарного, в известном смысле – эталонного для «фабрики грёз» эпизода длительных, напряжённых, смертельно опасных гонок на колесницах, в которых задействовали сорок две камеры (всего была отснята почти 61 тысяча метров плёнки, из которых монтажёр Ллойд Нослер использовал лишь 228,6 метров1), стали уникальным событием. Не обошлось и без несчастного случая, приведшего к гибели нескольких лошадей, хотя каскадёры, к счастью, отделались лёгким испугом… Надо сказать, результат впечатляет – впечатляет по сей день, несмотря на все последующие технические успехи, включая достижение команды Уильяма Уайлера, тоже блестяще проявившей себя в ходе работы над новой, третьей по счёту версией книги. Не меньших, если не больших, восторгов заслуживает и сражение римлян на галерах с резко превосходящими числом морскими разбойниками, в котором Бен-Гур раскрывается подлинным храбрецом – не рабом, а свободным человеком в душе.
Словом, продюсеры заслуженно выслушивали восторги за создание незабываемого зрелища, на тот момент (и ещё долго) – не имевшего равных. В их пользу свидетельствовала и готовность не скупиться на затраты (колоссальные по тогдашним меркам $3,9 млн.), которые всё равно со временем окупились, а главное, служили демонстрацией возможностей новообразованной кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Однако суть картины с подзаголовком («История Христа»), грозящим сбить с толку неподготовленного зрителя, не сводится к скитаниям и подвигам аристократа, жестоко расплачивающегося за глупую ошибку, мстящего предавшему другу, возвращающего себе баснословное богатство, находящего семью, обретающего любовь. Рамон Новарро убедителен не только в героическом и романтическом амплуа (за что оказался окрещён основным конкурентом феноменально популярного «латинского любовника» Рудольфа Валентино): актёру удаётся замечательно выразить стремление Иуды к цели, придающей высокий смысл самому существованию на бренной земле. Фреду Нибло было, пожалуй, сложнее, чем Уайлеру, передать лейтмотив романа генерала Лью Уолласа – поведать о масштабе личности Иисуса и Его вкладе в нашу историю отражёнными средствами, на примере совсем другой судьбы. Случай несколько раз сводил Бен-Гура с мессией, остающимся (большей частью) за кромками кадра, – и вот уже Иуда готов бросить все силы на спасение Царя Иудейского, ввязаться в неравную борьбу за освобождение оккупированной родины. Возможно, слоган «Картина, которую каждый христианин должен увидеть!» покажется чересчур пафосным, но лента действительно представляется глубже и актуальнее по звучанию, чем большинство перенесённых на целлулоидную плёнку евангелий, не поднимающихся выше заурядной иллюстрации Священного Писания.
.
__________
1 – Между прочим, факт нашёл отражение в Книге рекордов Гиннеса.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий