Берта по прозвищу «Товарный вагон» / Boxcar Bertha (1972)

Берта по прозвищу «Товарный вагон» / Boxcar Bertha (1972): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Берта «Товарный вагон» / «Берта «Бокскар» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 88 минут.

Режиссёр Мартин Скорсезе.

Авторы сценария Джойс Хупер Коррингтон, Джон Уильям Коррингтон по книге Бена Л. Райтмана.

Композиторы Жиб Гильбо, Тэд Максвелл.

Оператор Джон М. Стивенс.

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
«Большой» Билл Шелли (Дэвид Кэррадайн), бесстрашный профсоюзный активист, соблазняет Берту Томпсон (Барбара Херши), вынужденно скитающуюся по стране после смерти отца. Он не мог и вообразить, что их судьбы вскоре тесно переплетутся. Берта, получившая известность под прозвищем «Товарный вагон», и вызволенный из тюрьмы вместе с товарищами бунтарь станут настоящей грозой железнодорожных магнатов!

Также в ролях: Барри Праймус (Рейк Браун), Берни Кейси (Вон Мортон), Джон Кэррадайн (Х. Бакрэм Сарторис), Виктор Арго (первый МакАйвер), Дэвид Остерхут (второй МакАйвер), Гарри Нортап (Харви Холл), Энн Морелл (Тилли Парр), Марианн Доул (миссис Мэйллер), Джо Рейнольдс (Джо Кокс), в эпизоде Мартин Скорсезе (посетитель публичного дома, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.12.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Берта по прозвищу «Товарный вагон» / Boxcar Bertha (1972): кадр из фильма
Романтики железной дороги

Бен Льюис Райтман являлся незаурядной личностью. С детства познавший «радости» бродяжничества, выучившийся на врача (лечил бездомных, проституток, делал запрещённые тогда аборты), он принимал активнейшее участие в борьбе пролетариата за свои права и в анархистском движении. Следствием этого стали, в частности, конфликт с организованной преступностью и шестимесячное тюремное заключение… Райтман получил известность и благодаря роману с небезызвестной Эммой Гольдман. Написанная Беном книга «Сестра дороги: Автобиография Берты по прозвищу «Товарный вагон» /1937/ посвящена судьбе вымышленной, вопреки бытующему мнению, героини, якобы лично поведавшей о времени и о себе. Нетрудно догадаться, что литературное произведение предоставляло определённые художественные, а не только зрелищные возможности – и Роджер Корман не прогадал, доверив создание картины с неплохим (по его меркам, конечно) бюджетом в $0,6 млн. начинающему режиссёру.

Берта по прозвищу «Товарный вагон» / Boxcar Bertha (1972): кадр из фильма
Любовь и идеалы

Строго говоря, Мартин Скорсезе превзошёл маститого продюсера, успех собственной постановки которого под названием «Кровавая мама» /1970/ как раз побудил того заняться поиском историй о других женщинах-гангстерах времён Великой депрессии. Но таким ли весомым достижением это стало?.. В словах Джона Кассаветиса, приглашённого на предварительный показ и по-дружески посоветовавшего коллеге не разменивать незаурядный талант1 на не худшие, но всё-таки средние фильмы, наличествовала изрядная доля истины. Мартин и сценаристы (как нетрудно догадаться, супруги) постарались, насколько позволяли жанровые ограничения, углубиться в социально-критический анализ. Показать без прикрас условия бытования рабочего класса, низведённого в экономический кризис до уровня люмпен-пролетариата, а особенно – невесёлую участь самых принципиальных и бесстрашных профсоюзных активистов. «Большой» Билл – не чета Джимми Хоффе, быстро нашедшему общий язык с боссами криминального мира. Он ступил на кривую стезю в общем-то вынужденно – да и так ли сильно налёты на поезда и офисы крупной железнодорожной компании противоречили его радикальным воззрениям? Однако прежде всего авторов привлекает образ мисс Томпсон, которая, поддавшись высокому чувству, обнаружила в себе необычный скрытый потенциал. Если без Бонни и Клайд вряд ли добился бы таких результатов, то Берта «Товарный вагон» – тем более выступила вдохновительницей банды. Скорсезе не слишком скрывает влияние шедевра Артура Пенна, стараясь по максимуму использовать модные тогда приёмы. Но, пожалуй, ещё интереснее заключительные кадры, содержащие прозрачный намёк на распятие Иисуса Христа. Это не совпадение: именно тогда, в процессе съёмок, Барбара Херши подарила режиссёру экземпляр романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» /1953/, который он экранизирует гораздо позже, пригласив привлекательную актрису на роль Марии Магдалины.

.

__________
1 – Сам-то был причастен к коммерческой, в том числе откровенно низкопробной, кинопродукции исключительно в качестве актёра.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+