Беспечный ездок / Easy Rider (1969)

Самсонов Георгий. Диагноз: режиссёромания // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 24-28.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВИДЕО-АСС»

ДИАГНОЗ: РЕЖИССЕРОМАНИЯ

Кроме СПИДа во всем киномире давно уже свирепствует суровая и заразная болезнь, именуемая режиссероманией. Ей подвергаются, «основном, талантливые и знаменитые актеры, как правило, уже успевшие покорить Олимп славы и решившие, наконец, испытать себя на другом, более опасном и рискованном поприще. В последние годы эта болезнь стала прогрессировать и распространяться с калейдоскопической быстротой. Поэтому мне захотелось немножко заглянуть в историю и проследить путь ведущих американских актеров, перенесших сей недуг.

Начнем но старшинству. Ветеран Голливуда Берт Ланкастер снимается в кино с 1946 года, и нет смысла перечислять его наиболее известные и выдающиеся роли, так как их слишком много. А вот режиссерских всего две: «Кентукиец» (1955) и «Полуночный мужчина» (1974, совместное Роландом Киби).

Прославленный Энтони Куин долгое время ассоциировался у зрителей с образом Квазимодо, которого актер сыграл в фильме «Собор Парижской богоматери». Молодым видеолюбителям Куин известен полентам «Месть» Тони Скотта и «Привидения этого не могут». Как режиссер Куин снял всего лишь одну картину: «Пират» (1958).

А вот легендарному «Спартаку», то бишь Керку Дугласу, удалось сделать две режиссерские работы: «Бездельник» (1973), пиратский фильм для детей, и «Отряд» (1975), очень удачный вестерн, получивший высокую оценку у зарубежных критиков.

Еще одна легенда Голливуда, Марлон Брандо, находясь в зените славы в 1961 году снял фильм «Одноглазые валеты» и сам сыграл в нем главную роль. Картина получила всеобщее признание, и от Брандо все с нетерпением ждали новой режиссерской работы, но так и не дождались.

Как не дождались и от Джека Леммона («Котч», 1971), Питера Селлерса («Мистер Топаз», 1961), Ричарда Бартона («Доктор Фаустус», 1967, совместно с Нивеллом Когхиллом). Джеймса Каана («На виду у всех», 1980).

А вот ровесник Брандо Чарлтон Хестон, снявшись во множестве картин, среди которых «Планета обезьян», несколько исторических лент: «Бен Гур», «Сид» и «Юлий Цезарь», (в последней он сыграл Марка Антония), решил сам отобразить эпоху Древнего Рима на экране. Хестон по-

24

ставил швейцарско-испанский фильм «Антоний и Клеопатра» и исполнил главную роль. Спустя годы, уже в преклонном возрасте, Хестон вновь возвращается к режиссуре. В 1982-м он снимает «Золотоносную жилу» с Ким Бэзингер, а в 1988-м телефильм «Человек на все времена».

Страсть к режиссуре многим замечательным актерам не дает спокойно спать. Так, сам Шон Коннери в 1969 году на свой страх и риск снял в Великобритании документальную ленту «Котелок и шляпа», но, увы, этот опыт закончился плачевно – фильм в прокат так и не вышел. Коннери не стал больше экспериментировать, остался на своем месте и, по всей вероятности, не жалеет. На сегодняшний день он считается одним из самых выдающихся киноактеров мира.

В отличие от Коннери Джек Николсон трижды испытывал судьбу, и каждый раз. по моему мнению, его режиссура оставляла желать лучшего. Во всяком случае ни одна из его трех картин: «Поезжай, сказал он» (1972), «Отправляясь на юг» (1978) и «Два Джейка» (1990), – не дотягивают до уровня его актерских достижений.

Совсем иная история произошла с исполнителем роли Нормана Бейтса в хичкоковском «Психо». Это был Энтони Перкинс. Снявшись также и в продолжении этой ленты, он, видимо, настолько сроднился со своим любимым персонажем, что не удержался от искушения сделать третью часть о злоключениях бессмертного героя уже собственноручно. Не скажу, что это было успешно, но, во всяком случае, Перкинсу удалось не нарушить стилистику и интонацию оригинала, а его Норман Бейтс, хоть и постаревший, ни в чем не уступал молодому. Воодушевленный успехом, Перкинс спустя два года снял странноватую ленту «Удачливый труп» (1988), на которую никто не обратил внимания.

Для всех вышеперечисленных актеров, как мне кажется, характерна одна общая тенденция – желание испытать себя в режиссуре, а не реализовать свои невостребованные уникальные способности к этой профессии. Следующая группа актеров подтверждает своим опытом, что их приход в режиссуру не случаен. Преют многогранность своего таланта и способность совмещать две сложнейшие профессии.

Среди этих мастеров экрана есть такие, которые практически не в состоянии чередовать свои актерские работы в фильмах других мастеров с собственными режиссерскими. И поэтому они сами ставят и сами исполняют главные роли в своих картинах. Ярчайший тому пример – Вуди Аллен, чей дар художника уникальным образом вмещает в себя и актерское и режиссерское мастерство. Той же дорогой, может, чуть менее успешно, стабильно и плодотворно идет Мел Брукс.

В отличие от них звезда вестерна Клинт Иствуд, все же в первую очередь ассоциируется у нас с его непроницаемыми и непробиваемыми героями, нежели с его режиссерскими концепциями. А ведь Иствуд снял,

25

начиная с 1971 г ни много ни мало – целых 15 картин, и в настоящее время закончил 16-ю. Его учеником считается не кто-нибудь, а сам Майкл Чимино. Что-что, а профессионализма у Иствуда не отнять. Это было им отчетливо продемонстрировано и в самой первой его работе «Сыграй мне «Туманно» и в одной из последних «Птица» (1988). за которую Иствуд получил премию «Золотой глобус».

Что касается высоких наград, полученных режиссерами-дебютантами, то здесь одним из первых отличился Роберт Редфорд, завоевавший два самых почетных «Оскара» (лучший фильм и лучшая режиссура) за свою первую картину «Обыкновенные люди» (1980). Редфорд снял еще две ленты: «Война на бобовом поле в Милагро» (1988) и «Здесь протекает река» (1992).

«Оскара» за лучшую режиссуру был удостоен также Уоррен Битти, правда, за вторую свою режиссерскую работу – «Красные» (1981), но первую самостоятельную, так как до этого, в 1978 году, он снял комедию «Небеса подождут» совместно с другим актером Баком Хенри. Его последняя по счету картина – «Дик Трейси» (1990).

Ну и, наконец, рекорд установил Кевин Костнер. Его режиссерский дебют «Танцы с волками» принес 7 «Оскаров», в том числе за лучший фильм и за лучшую режиссуру.

В этом году очень почетный приз – «Золотую камеру» Каннского фестиваля завоевал за фильм «Мак» еще один режиссер-дебютант – Джон Туртурро. Этого актера наши видеозрители знают по таким лентам, как «Люди, достойные уважения» и «Бартон Финк».

Для некоторых американских актеров режиссерская профессия уже не является чем-то необычным, ведь она давно стала делом их жизни наравне с работой актера. Так, Пол Ньюмен, начав сниматься в кино с 1955 года, пришел в режиссуру всего лишь четыре года спустя, поставив короткометражку по Чехову «О вреде табака». Затем он сделал как режиссер шесть картин, наиболее известные из которых «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» (1972), «Гарри и сын» (1984) и «Стеклянный зверинец» (1987).

Деннис Хоппер, так же как и Ньюмен, начал свою актерскую карьеру в 1955 году. Его режиссерский дебют «Беспечный ездок» (1969), думаю, навеки вошел в сокровищницу мирового кинематографа как фильм, наилучшим образом отобразивший целую эпоху американской истории. К сожалению, в дальнейшем Хоппер не смог повторить свой успех. Однако, все его семь фильмов (в настоящее время он снимает восьмую ленту – «Движения души») отличаются особой режиссерской стилистикой и принадлежат к так называемому авторскому кинематографу.

Совсем к другой категории актеров-режиссеров принадлежит Берт Рейнольдс, которого многие видеолюбители хорошо знают по фильмам действия и незамысловатым авантюрным комедиям. По-моему, приход Рейнольдса в режиссуру ничем не был оправдан, и его четыре картины, сделанные в том же ключе, что и большинство фильмов, в которых он снялся как актер, нельзя назвать явлением в киноискусстве. Я их лишь перечислю: «Гейтор» (1976), «Конец» (1978), «Система сержанта Шарки» (1981), «Стик» (1985).

Ведущий негритянский актер Голливуда 50-х – 60-х годов Сидни

26

Пуатье занялся режиссурой, когда уже имел за плечами три «Оскара». С 1972 по 1990 он снял девять картин, большинство из которых – комедии, как например, последняя из его работ «Папа – привидение».

Кстати, актеры-комики очень легко подвергаются «режиссеромании». Я уже упоминал о Джеке Леммоне, Питере Селлерсе. А в настоящее время появилась целая группа актеров веселого жанра, занявшихся режиссурой. Среди них Джин Уайлдер, создатель довольно смешной ленты «Женщина в красном» (1984) и комедии-пародии «Медовый месяц с привидениями» (1986); Денни ДеВито, поставивший две картины – «Сбрось маму с поезда» и «Война в семействе Роуз» – и работающий сейчас над фильмом «Хоффа» с Джеком Николсоном в главной роли. В 1989 году дебютировал в режиссуре и Эдди Мерфи. Он снял комедию «Ночи Гарлема», которая в результате потерпела сокрушительный провал. В прошлом году осмелился на этот авантюрный шаг и известный комик Дэн Эйкройд, но и его картина «Одни неприятности» кассовым успехом не пользовалась. Совсем скоро ожидается появление на экранах мира первой режиссерской работы Билли Кристала, запомнившегося по фильмам «Когда Гарри встретил Салли», «Сбрось маму с поезда» и «Городские пижоны». Сюжет этой комедии, носящей название «Мистер Субботний вечер», довольно символичен. Фильм рассказывает о вышедшем из моды комике, пытающемся вернуть себе былую славу.

Может быть, об этом же мечтают и суперзвезды Голливуда Мел Гибсон и Роберт Де Ниро, объявившие недавно о своем решении приступить

27

к постановке собственных фильмов. Бывший «Безумный Макс» мечтает превратиться в «Человека без лица». Так будет называться его картина, в которой он сыграет главного героя с нелегкой судьбой; в прошлом персонаж Гибсона был замешан в деле о совращении малолетних, а ныне он заводит дружбу с 14-летним пареньком. Де Ниро собирается снимать фильм о том, что он хорошо знает сам, а именно «Повесть о Бронксе».

К этим двум знаменитостям мечтает присоединиться и их младший собрат по профессии Майкл Дж.Фокс. Он готовится к постановке фильма «Перспективный» о бейсболистах. Надо сказать, что Майкл уже имел небольшой опыт общения с видео – и кинокамерой, сняв полулюбительский видеофильм, а также короткую киноновеллу в телесериале «Байки из склепа».

Ни в какую не хочет уступить именитым и Жан-Клод Ван Дамм. «Приход нового дракона. Кумите» – так будет называться его режиссерский дебют, в котором он, как всегда, продемонстрирует уникальные качества актера-бойца. Что ж, в своей новой работе Ван Дамму есть на кого опереться и у кого занять драгоценный опыт. Несомненно, этим человеком является Сильвестр Сталлоне, у которого в творческом багаже хранятся целых пять режиссерских работ: «Райская аллея» (1978), «Рокки-II» (1978), «Рокки-III» (1982). «Выжить» (1983) и «Рокки-IV» (1986).

А вот их коллега Арнольд Шварценеггер решил по-настоящему удивить буквально всех, Сыграв в двух комедиях, он обратился к этому жанру и в ранге режиссера. Лента называется «Рождество в Коннектикуте».

Известный всем «Робот-полицейский» также последовал примеру своих собратьев и приступил к работе над психологическим триллером «Сердечный клапан», в котором он, Питер Уэллер, сыграет роль ученого, пытающегося опытным путем определить склонность человека к насилию.

За последние годы в режиссуру пришли и совсем молодые актеры. Особенно преуспел Эмилио Эстевес, обогнавший в этом деле родного отца Мартина Шина, снявшего в прошлом году свою первую картину «Муштра» («Лагерь для заключенных»). Эмилио до этого уже успел снять два фильма: «Уиздом» (1988) и «Мужчины за работой» (1990).

В этом году отличился еще один молодой актер – Тим Роббинс, («Лестница Джекоба»), получивший в Каннак приз за лучшую мужскую роль в фильме «Игрок». Там же он представил свой режиссерский дебют «Боб Робертс».

Представляет также интерес первая кинопостановка Шона Пенна «Индейский гонец».

Чуть не забыл о наших дорогих дамах. Точнее, не наших, а голливудских. Да, и им есть чем похвалиться. Раньше всех отличилась неподражаемая Барбра Стрейзанд, еще в 1983 году поставившая фильм «Йентл». Восемь лет спустя она вновь вернулась в режиссерское кресло и сняла очень трогательную мелодраму «Повелитель волн». Обладательница «Оскара» Джоди Фостер, еще не ведая о том, что ей достанется этот приз во второй раз, создала свое собственное кинопроизведение «Маленький человек Тейт». И, наконец, удивительная Дайан Китом, «разделавшись» с «Крестным отцом», решила сама покомандовать на съемочной площадке. Результат мы скоро, надеюсь, увидим, а называется ее картина «Тайное общество».

Итак, ближайшее будущее готовит нам немало неожиданных, и, хочется верить, приятных встреч с доселе скрытой гранью таланта полюбившихся нам актеров и актрис. А излечима «режиссеромания» или нет и надо ли вообще лечить эту жестокую болезнь, думаю, судить не мне, а зрителям, которые сами ставят диагнозы увиденным фильмам и сами выносят приговоры их авторам.

Георгий САМСОНОВ

28

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+