Беспечный ездок / Easy Rider (1969)

Цыркун Н. Джек Николсон: человек с безумным блеском глаз // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 22-25.

ДЖЕК НИКОЛСОН: ЧЕЛОВЕК С БЕЗУМНЫМ БЛЕСКОМ ГЛАЗ

Джека Николсона от крыл в 1958 году «король кинохалтуры» Роджер Кормен – продюсер, сценарист и режиссер, который, несмотря на свою сомнительную репутацию, «вывел в люд и» множество блестящих актеров, в том числе Роберта Де Ниро, Брюса Дерна, Питера Фонду и прославленных ныне режиссеров Ф. Ф. Копполу, П. Богдановича, М. Скорсезе. Николсон сыграл у Кормена в «Плаксивом убийце» – ленте, которую успели «выстрелить» за десять дней. За ней последовало еще несколько подобных работ; но, видимо, это был хороший тренинг, помогающий выявиться таланту, заблиставшему в первой же работе актера в «большом кино». После «Беспечного ездока», сделанного уже не у Кормена, к Николсону навсегда пришла слава.

«Беспечного ездока» (1969, реж. Деннис Хоппер) называют манифестом 60-х, эпохи молодежных бунтов, движения хиппи, перелома и обновления во всем. Тогда же был брошен вызов «старому Голливуду» с его

22

традициями и предрассудками, а за образец нового молодое поколение американских кинематографистов взяло творчество своих европейских собратьев – Ж.-Л. Годара, Ф. Трюффо, К. Шаброля, Л. Маля с их отрицанием буржуазных моральных ценностей и естественностью в создании фильма. Николсон и но сей день признается в склонности к режиссерам «европейского типа» Б. Рафелсону, Д. Хопперу, Р. Поланскому, хотя сегодня их традиция уже почти иссякла. Но в то же время Николсон из породы «стопроцентных американцев». В «Беспечном ездоке» он сыграл бродягу, бомжа – фигуру, с одной стороны, традиционную в американском кино, а с другой совершенно новую. Потому что те, прежние, были по большей части скитальцами поневоле: то ли скрывались от полиции, то ли искали прибежища, лучшей доли, а этот отпрыск состоятельного рода, преуспевающий юрист бросил все и при бился к колесящим но случайным дорогам технизированным бродягам мотоциклистам, и непонятно было, что нашел он для себя в обществе добровольных изгоев.

Тип интеллектуала, выбившегося из привычной среды, Николсон варьировал потом в фильмах «Пять легких пьес» (1970), «Король Марвин Гарденз» (1972, реж. Боб Рафелсон), «Китайский квартал» (1974, реж. Роман Полянский), а затем уже в ином, философско-обобщенном, плане представил в картине Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» (1975), где он сыграл тележурналиста Дэвида Локка, который, воспользовавшись чужими документами, превращается из наблюдателя событий в их участника и в финале гибнет.

Кстати, именно Антониони сделал по поводу Николсона замечание: «Никто лучше его не умеет придавать своему взгляду безумный отблеск». «Безумцев», как и бунтарей, Николсон сыграл немало (многие у нас видели его в «Сиянии» Стэнли Кубрика, фильме 1980 года). В этом ряду особняком стоит картина Б. Рафелсона но роману Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» (1981), много раз переносившемуся на экран. Николсон сыграл пленника роковой страсти, повлекшей цепь кровавых преступлений.

23

Бунтарь и безумец слились воедино в знаменитом фильме Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки» (1975, по роману Кена Киси, премия «Оскар») в образе Мак-Мэрфи. Замкнутый мир психушки стал в фильме метафорой реального мира, мниморациональное устройство которого оказывается бесчеловечным, убивающим любой проблеск непохожести, индивидуальности.

Этот мир обречен на тусклое прозябание, на медленное бессмысленное умирание, если бы не безумцы, подобные Мак-Мэрфи, которые ни при каких обстоятельствах не признают над собой чужой расчетливой власти. Николсон появился в «Кукушке» в привычном облике – сутулая неширокая спина, щетина на щеках, истертые штаны, квелая шапчонка на голове и еще – сверкающая улыбка и сведенные в сторону глаза с тем самым «безумным блеском», о котором говорил Антониони.

Но вовсе не всегда он появляется на экране в амплуа «бывших людей», его можно увидеть и в изысканных костюмах, как у гангстера Чарли Партанны в фильме Джона Хьюстона «Честь семьи Прици» (1985). Николсон вообще обожает разнообразие. Ему не очень важно, кто его герой – богач, бедняк, бывший астронавт Гаррет Бридлав («Язык нежности», 1983, премия «Оскар») или люмпен; важна человеческая неповторимость героя. Сразу после «Кукушки» Николсон снялся в эпизод и ческой роли в картине Элиа Казана «Последний магнат» (но роману Скотта Фицджеральда, 1976). В этой ленте он даже трудно узнаваем, несмотря на его «фирменный знак» – знаменитую демоническую улыбку. Исчезли куда-то стремительная походка, пружинистость, тело стало неповоротливым и словно чужим, улыбка приклеенной, манеры вульгарны-

24

ми, и добротный костюм только подчеркнул духовное плебейство натуры его персонажа. В образ Бриммера, некоего «прогрессивного» деятеля, явившегося «качать права» к продюсеру Стару, Николсон вместил всю ненависть, все презрение, которые он испытывает по отношению к хаму, чуждому таланту, искусству, культуре – божествам, которым поклоняется Николсон. Тони Ричардсон, снимавший Николсона в «Границе» (1982), сравнивал его с легендарными «звездами» 30–40-х годов и по уровню профессионализма, и по актерской дисциплинированности – оценка выше некуда.

«Суперзвезда», достигшая головокружительных высот кинонебосклона, знаток искусства, собравший замечательную коллекцию живописи, обладатель «Оскаров» и «Золотой пальмовой ветви», он как будто не знает цены самому себе, искренне недоумевая, за что его превозносит публика и обожает зритель. Ему чуждо притворство, он не пытается окутать свое творчество завесой загадочности (как и личную жизнь, свободно появляясь где угодно с женой, взрослой дочерью и многолетней подругой и партнершей Анжеликой Хьюстон) и вместе с тем говорит, что работа для него – всего только удовольствие, а творчество, создание образа тайна и для него самого. Николсон жалеет о том, что кино перестает быть волшебством и таинством, становится расчётливым бизнесом, а актерский труд сводится к усилиям во что бы то ни стало сохранить наработанный имидж, своего рода «товарный вид». Это о нем, о Николсоне, было сказано; «Даже когда Джек не в лучшем виде, он лучше многих на пределе их возможностей».

Николсону, как и его персонажам, чужд внешний блеск (в жизни актер не расстается с джинсами и кроссовками, хотя непринужденно чувствует себя и в белом смокинге). Но и в великом грешнике, таком, как Фрэнсис Филён из фильма Гектора Бабенко «Чертополох» (1988, по роману Уильяма Кеннеди), ставшем нечаянным убийцей и даже детоубийцей, актер увидит и покажет затаенное благородство. И в самых нищенских одеждах его герои не кажутся жалкими, они всегда полны достоинства: чтобы сформировались такие личности, нужно не одно поколение, выросшее в условиях свободы…

Н. ЦЫРКУН

25

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+