Беспредел / Autoreiji (2010)

Беспредел / Autoreiji (2010): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Беспредел» / «Outrage» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 109 минут.

Режиссёр Такэси Китано.
Автор сценария Такэси Китано.

Композитор Кэидзи Судзуки.

Оператор Кацуми Янагидзима.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Секиути (Соитиро Китамура), председатель огромного синдиката якудза, контролирующего регион Канто, выражает недовольство тем, что Икемото (Дзун Кинамура) поддерживает тесные отношения с главой другого клана, Мурасэ (Рэндзи Исибаси), с которым тот побратался во время отбывания срока в тюрьме. Более чётко задачу формулирует Като (Томокадзу Миура), правая рука председателя. Икемото вынужден поручить Отомо (Такэси Китано, в титрах как Beat Takeshi) разработать и претворить в жизнь план по подрыву авторитета Мурасэ и завладению его бизнесом.

Также в ролях: Киппэй Сиина (Мидзуно), Рё Касэ (Исихара), Тетта Цукамото (Иидзука), Хидэо Накано (Кимура), Юкка Итая (женщина Отомо).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.04.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Беспредел / Autoreiji (2010): кадр из фильма
Времена меняются…

Вопреки слухам, фильм не пользовался повышенным коммерческим спросом, в том числе в Японии, заняв в премьерный уик-энд четвёртое место1 и оказавшись (с результатом, оцениваемым в $8,19 млн.) всего лишь в шестом десятке самых кассовых фильмов сезона. Тем не менее «Беспредел» был справедливо воспринят свидетельством долгожданного возвращения Такэси Китано в родную стихию, даже если участие в конкурсе международного кинофестиваля в Канне не вызвало ожидаемого ажиотажа. Ведь образы бесстрашных и суровых членов преступных группировок время от времени возникали в его постановках, осуществлённых в новом столетии, но о полноценном обращении к канонам якудза-эйга говорить, разумеется, не приходилось. Другое дело – новая работа…

Беспредел / Autoreiji (2010): кадр из фильма
Искусство доминировать

Признаться, до сеанса не покидало опасение, что картина станет для прославленного режиссёра-сценариста компромиссной – своеобразной данью многочисленным поклонникам, с растущим недоумением встречавшим причудливые киноальманахи Такэси, не желая оценить их ни как авторские притчи, ни в качестве серии остроумных экранных розыгрышей. Однако «Беспредел» неожиданно открыл новую грань (точнее, перспективу) в хорошо знакомой тематике – во всяком случае в творчестве самого мастера. Теперь, если несколько упростить замысел, речь идёт не о персональной судьбе, но о функционировании сложного социального механизма в целом, в котором участь каждой отдельной личности, по сути, заранее предопределена. Принципиально и то, что изначально его Отомо не является изгоем, покинувшим криминализированную среду и отчаянно противостоящим системе, а, наоборот, прекрасно сжился с ролью рядового «винтика», с готовностью исполняющего «грязную» и неблагодарную работу. Развязка тем ярче демонстрирует любопытную эволюцию взглядов кинематографиста, прежде позволявшего своим мятущимся персонажам хотя бы покинуть наш бренный мир, лично выбрав момент смерти – сохранив достоинство перед лицом вечности и успев напоследок совершить нечто важное, чуть ли не героическое.

Беспредел / Autoreiji (2010): кадр из фильма
Врагам не укрыться даже в бане

Беспредел вызван не тем, что якудза стали чаще прибегать к шантажу, пыткам, убийствам, занялись новыми (ранее, как правило, негласно осуждаемыми) видами высокодоходного бизнеса: от торговли наркотиками до организации подпольного казино в стенах иностранного посольства. Такэси неоднократно2, поясняя смысл собственных произведений, отмечал в интервью, что этот национальный феномен является частью повседневного существования страны, без осознания значения которого невозможно понять японское общество. Они отлично вписались в современный уклад и вместе с тем – сохранили за собой важные (с позволения сказать, регулирующие и сдерживающие) функции. Не удивительно, что Отомо пришлось прибегать к столь изощрённой хитрости, чтобы вынудить людей Мурасэ нарушить неписаный кодекс чести, а затем – заставить их учинить разборки. Проблема в том, что подтвердилась народная мудрость (рыба гниёт с головы), и пестовавшиеся веками представления о верности роду и нерушимой крепости отцовско-братских уз сами стали предметом манипуляции сверху. Председатель многозначительно намекает Като, что, дабы оставаться на вершине, приходится играть на существующих противоречиях, в предельном случае – поручать главам подчинённых кланов устранить друг друга. Словно и не понимает, что, взяв на вооружение макиавеллевские методы, он изнутри разрушает стержневой элемент, без которого и почтенный патриарх превратится в ординарного старика, сосредоточившего в своих руках столько власти, сколько уже не в силах удержать. Даже сравнение со стаей хищников, готовых перегрызть друг другу глотки за место вожака, покажется недостаточно сильным… Помнится, престарелый гангстер из нью-йоркского Гарлема (в ленте Ридли Скотта) приходил к неутешительному выводу, что мир заполонили стервятники. Драма в том, что у Отомо не останется времени, чтобы поразмыслить и признать справедливость наблюдения: поражение – всегда поражение.

.

__________
1 – Почти вдвое уступив, в частности, психологическому триллеру «Признания» /2010/ Тецуи Накасимы.
2 – См., например, пространные цитаты, приведённые в главе «Игра пятая: в якудзу» в книге Антона Долина «Такеси Китано. Детские годы» /2006/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+