Бесстрашный / Fearless (1993)
Другие названия: «Без страха» (вариант перевода названия), «Увеселительная поездка» / «Joyride» (рабочее название).
США.
Продолжительность 122 минуты.
Режиссёр Питер Уир.
Автор сценария Рафаэль Иглесиас по роману Рафаэля Иглесиаса.
Композитор Морис Жарр.
Оператор Аллен Давио.
Жанр: драма, триллер
Краткое содержание
Из-за технических неполадок авиалайнер, на котором Макс Клейн (Джефф Бриджес) летел с деловым партнёром Джеффом Гордоном (Джон де Ланси) из Сан-Франциско в Бостон, совершил экстренное приземление. Мужчина повёл себя образцово, спас нескольких пассажиров, но… у доктора Билла Перлмана (Джон Туртурро), работающего на авиакомпанию и специализирующегося на помощи людям в послестрессовых ситуациях, всё равно остаются сомнения. Макс не без успеха пытается наладить контакт с Карлой Родриго (Рози Перес, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», особое упоминание жюри Берлинского МКФ), не сумевшей спасти своего ребёнка. И вместе с тем — невольно отдаляется от близких: супруги Лоры (Изабелла Росселлини) и сына Джона (Спенсер Вруман).
Также в ролях: Том Халс (Стивен Бриллстейн), Бенисио Дель Торо (Мэнни Родриго), Дейдра О’Коннелл (Нэн Гордон), Дэниел Черни (Байрон Хаммел), Ив Робертс (Гэйл Клейн), Робин Пирсон Роуз (Сара), Дебра Монк (Элисон), Синтия Мейс (Синди Диккенс), Рэндл Мелл (Питер Хаммел), Кэтрин Россетер (Дженнифер Хаммел).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.04.2016
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Рафаэль Иглесиас, работая над одноимённым романом (поступил в продажу в том же 1993-м году) и сценарием, частично опирался на обстоятельства подлинной аварии самолёта авиакомпании United Airlines, произошедшей в 1989-м. Мало того, Питер Уир счёл принципиальным максимально точно, не скупясь на затраты (известно, что реконструкция заняла десять дней и обошлась в $2 млн., притом что величина всего производственного бюджета1 так и не была озвучена), воспроизвести картину крушения воздушного судна, совершившего жёсткую посадку на кукурузном поле. И, надо сказать, пролог поражает сильнее, чем многие близкие по тематике фильмы катастроф (вроде «Аэропорта 1975» /1974/ или «Аэропорта 77» /1977/), несмотря на то, что кинематографисты отнюдь не стремятся поразить наше воображение размахом бедствия. Это относится и к произошедшему в салоне авиалайнера, позже всплывающему в памяти Макса, который, поборов страх, сделал чуть ли не самое удивительное открытие в своей жизни… Режиссёр, отчасти заинтересовавшийся проектом в надежде преодолеть собственную боязнь перелётов (что австралийцу, часто работающему в Голливуде, доставляло, очевидно, массу неудобств), стремился рассказать не о драматическом инциденте как таковом, не о поведении людей в экстремальных условиях и даже не о тех, кто, по Владимиру Высоцкому, «выжил в катаклизме» и теперь – «пребывают в пессимизме». Уиру и Иглесиасу всё описанное послужило поводом поставить ребром ключевые (если угодно, экзистенциальные) вопросы человеческого бытия.
Казалось бы, доктор Перлман даёт Лоре исчерпывающую характеристику душевного состояния её мужа, говоря, что неоднократно сталкивался с чем-то подобным в практике – с той разницей, что это были по преимуществу ветераны войны, научившиеся подавлять страх и с тех пор считавшие себя неуязвимыми. Макс действительно не может не испугать родных тем, что, допустим, принимается разгуливать по краю крыши высотного дома, переходит проезжую часть на красный свет и в довершение всего – врезается на автомобиле, разогнавшись, в кирпичную стену. В безрассудных поступках, вероятно, и в самом деле наличествует толика азарта, стремление испытать судьбу (чуть ли не бросить личный вызов Всевышнему!), получив очередную дозу адреналина, но суть – в другом. Общение Клейна, отказывающегося принимать похвалы репортёров, отнюдь не считая себя героем, и ощущающего неудовлетворённость прежним существованием, с Карлой (судя по всему, вершинная роль Рози Перес, пронзительно передавшей трагедию матери, чувствующей вину за гибель ребёнка) становится своеобразным поворотным пунктом. В силах ли обрести покой видевший, скажем так, пределы земного бытования (оператор Аллен Давио впечатляюще воспроизводит тот упоительный белый свет, о каком часто рассказывают люди, пережившие клиническую смерть), узревший то, что скрыто от обыденного сознания? Прагматичный, деловой – провозглашённый капитализмом нормой – подход, олицетворяемый ушлым адвокатом Бриллстейном (довольно необычное, заметим, обличие Тома Халса), выглядит до смешного жалко, поскольку материальные блага, да ещё полученные не вполне честным путём, теряют всяческую ценность. Но и у по-настоящему любящей его супруги – не так много шансов… Игра Джеффа Бриджеса и Изабеллы Росселлини особенно покоряет в заключительные минуты, когда и должно окончательно определиться, есть ли ещё бесстрашному человеку место в нашем бренном мире?
.
__________
1 – По-видимому, не окупившегося, поскольку кассовые сборы в национальном кинопрокате составили чуть менее $7 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Нумансина Н. Бесстрашный // Ровесник. – 1994, № 8. – С. 30-31.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий