Бэт-21 / Bat*21 (1988)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Позывной «Бэт-21» / «Бэт*21» / «Позывной «Летучая мышь-21» / «Борт-21» / «21-й батальон» / «Позывные – Бэт-21» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 105 минут.
Режиссёр Питер Маркл.
Авторы сценария Уильям К. Андерсон, Джордж Гордон по книге Уильяма К. Андерсона.
Композитор Кристофер Янг.
Оператор Марк Ирвин.
Жанр: драма, военный фильм
Краткое содержание
В ходе выполнения очередного задания над территорией противника оказывается сбит самолёт EB-66C, на котором летел подполковник ВВС Айсил Э. «Джин» Хэмблтон (Джин Хэкмен), позывной BAT-21 Bravo. Успевшего выпрыгнуть с парашютом офицера, обладающего секретными сведениями, пытаются найти и захватить в плен вьетконговцы. Начинается поисково-спасательная операция, координатором которой выступает капитан Бартоломью Кларк (Дэнни Гловер).
Также в ролях: Джерри Рид (полковник Джордж Уокер), Дэвид Маршалл Грант (Росс Карвер), Клэйтон Ронер (сержант Харли Рамбо), Эрик Андерсон (майор Джейк Скотт), Джо Дорси (полковни Дугласс), Майкл Нг (вьетнамец), Теодор Чан Воэй-Сён (мальчик на мосту).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.07.2016
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм оставляет двойственное впечатление. Казалось бы, у кинематографистов была выигрышная предпосылка: мистер Хэмблтон1, хотя и дослужился до звания подполковника и действительно является уникальным специалистом, чей вклад в проведение боевых операций сложно переоценить, тем не менее войны как таковой – не видел. Говоря по-русски, не нюхал пороху, мысля по преимуществу абстрактными категориями, в лучшем случае – наблюдая за происходящим на земле с высоты птичьего полёта. И вдруг ему приходится столкнуться с грубыми повседневными реалиями – в обстановке, когда джунгли прочёсывают солдаты неприятеля, а разговоры с «Охотничьим псом» (таковы позывные Кларка) перехватываются. Мало того, предстоит массированная бомбардировка той области, где Айсил приземлился. Причём в пользу авторов, начиная с писателя Уильяма К. Андерсона (он лично участвовал в адаптации для экрана собственной одноимённой книги, вышедшей из печати в 1980-м году), говорит стремление по возможности сохранить объективность. Их симпатии находятся, естественно, на стороне офицера – «своего», волей судьбы оказавшегося в стане «чужих». Но при этом речь не идёт об оправдании соотечественника, допустим, в ситуации, когда тому приходится убить в схватке местного жителя, напавшего на непрошеного гостя, защищая убогое жилище. Красноречивы и кадры, на которых мы видим вьетнамского подростка с жуткими кожными нарывами – с результатом действия боевых отравляющих веществ (вероятно, смеси «Агент Оранж»). Да и в целом достаточно чётко прочитывается мысль, что пришлецов из-за океана там никто за благодетелей, нёсших свободу и демократию, не принимал…
К сожалению, Питеру Марклу не хватило принципиальности или настойчивости, чтобы сделать выбор – определиться, на чьей он стороне и что, собственно, хочет предложить зрителям: приключенческий боевик или всё же антимилитаристскую драму? (Заметим в скобках, что идентичный вопрос можно адресовать создателям двух других, близких по сюжету картин с Хэкменом, «Редкая отвага» /1983/ и «В тылу врага» /2001/.) Осуждение войны «вообще» не звучит убедительно: подполковник, хотя и терпит неудобства, хотя и не в восторге от смертей и разрушений, не забывает поработать корректировщиком огня, сообщая координаты скопления бронетехники и живой силы противника. А некоторые из сослуживцев, участвовавших в его спасении и попавших в ловушку, повели себя геройски! К чему сводится, так сказать, мораль кинопроизведения? Что американцы своих в беде не бросают (особенно когда нужно предотвратить утечку важных сведений)? Что знание игры в гольф поможет зашифровать сообщение? Что дружба на войне зарождается подчас в странных обстоятельствах?.. Судя по низким коммерческим результатам картины (кассовые сборы составили чуть меньше $4 млн.), публика удовлетворительных ответов на такого рода вопросы не нашла. Тем не менее это не предостерегло Дэнни Гловера от участия в отчасти созвучной по тематике ленте – «Полёт «Интрудера» /1991/.
.
__________
1 – Называемый друзьями «Джином» – тем же уменьшительным вариантом имени, под которым известен изобразивший его актёр Юджин Аллен Хэкмен.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Адин Александр. На малом экране. Видеообзор // Мы. – 1991, № 6. – С. 191-193.
Эшпай Валентин. У экрана с Валентином Эшпаем // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 7-16.
Добавить комментарий