Бэтмен / Batman (1989)

Бэтмен / Batman (1989): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Человек – летучая мышь» / «Бэтмэн» / «Бетмен» (варианты перевода названия).

США, Великобритания.

Продолжительность 126 минут.

Режиссёр Тим Бёртон.

Авторы сценария Сэм Хэмм, Уоррен Скаарен по сюжету Сэма Хэмма и на основе персонажей Боба Кейна.

Композитор Дэнни Элфман.

Оператор Роджер Пратт.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм

Краткое содержание
Готэм-сити захлестнула волна преступности, и Карл Гриссом (Джек Пэланс), глава мощного криминального синдиката, намеревается окончательно прибрать город к рукам. Однако внимание журналиста Александра Нокса (Роберт Вул) и женщины-фоторепортёра Вики Вейл (Ким Бейсингер) привлекает фигура таинственного мстителя в костюме летучей мыши, собственноручно карающего преступников. Брюс Уэйн (Майкл Китон), скрывающийся за маской Бэтмена, уже готов переломить ситуацию — однако в самый неподходящий момент на авансцену выходит Джек Напье (Джек Николсон), до недавнего времени ближайший сподвижник Гриссома, переродившийся в зловещего Джокера.

Также в ролях: Майкл Гоф (дворецкий Альфред Пенниуорт), Пэт Хингл (комиссар Джеймс Гордон), Билли Ди Уильямс (Харви Дент), Ли Уоллес (мэр), Трейси Уолтер (Боб), Джерри Холл (Алиса), Уильям Хуткинс (лейтенант Экхарт), Хьюго Блик (молодой Джек Напьер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.11.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бэтмен / Batman (1989): кадр из фильмаБэтмен / Batman (1989): кадр из фильма
Заклятые враги

«Не существует никакой летучей мыши»… Примерно с такими словами обращается уличный грабитель к своему напарнику после очередного удачного дельца, провёрнутого в тёмных закоулках Готэм-сити. Но явление таинственного, скрывающего свою личность мстителя, блестяще владеющего искусством рукопашного боя и акробатикой, холодным и огнестрельным оружием, перемещающегося на скоростном, напичканном электроникой «бэтмобиле», не заставляет себя долго ждать! Что и говорить, в умении эффектно представить всему свету вымышленного национального героя, а тем более, вдохнуть новую жизнь в старый миф – Голливуду не откажешь. Кандидатура Тима Бёртона, как известно, заинтересовала продюсеров (и он, будучи горячим поклонником комиксов, особенно издательства DC Comics, проявил ответный энтузиазм) сразу после неожиданного успеха его дебютной полнометражной комедии про Коротышку Германа. Однако потребовался опыт создания мрачной, готической и вместе с тем – пронизанной юмором и чуть ли не ощущением балагана кинофантазии «Битлджус» /1988/, чтобы вплотную приблизиться к миру Готэм-сити. Сегодня может показаться странным, что бесчисленные почитатели организовали широкомасштабную, со сбором порядка пятидесяти тысяч подписей кампанию по выражению недоверия Warner Bros. Pictures, высказывая массу претензий к сценарию, а прежде всего – возмущаясь приглашением Майкла Китона (хотя ему пришлось обойти чуть ли не всех ведущих кинозвёзд того периода), ранее почти не выходившего за амплуа комика. Тем не менее «Бэтмен» за первые же дни демонстрации окупил производственные затраты (притом что утверждённый бюджет в размере $30 млн. вырос до $48 млн.), установив рекорд по скорости достижения отметки в $100 млн. кассовых сборов, а всего принеся $411,3 млн. И «бэтмания» всё не стихает…

Бэтмен / Batman (1989): кадр из фильма
Экс-девушка Бонда

Режиссёр при содействии команды талантливых единомышленников, особенно – художников-постановщиков Энтона Фёрста и Питера Янга (премия «Оскар»), построил в павильонах британской студии целый мегаполис. Мегаполис подлинный, полностью функционирующий, ведущий будничную жизнь, как если бы современный Чикаго сохранил черты, приобретённые в разгар «сухого закона», и одновременно – ирреальный, условный, подёрнутый дымкой легенды. Не иначе, как само место действия обрело свойство раздвоенности, порождая феномен супергероев и их антиподов – сверхзлодеев. Конечно, фильм беспощадно крадёт (как минимум, предпринимает к тому беспрецедентные усилия) Джек Николсон1, восходя от нрава просто влиятельного гангстера к необузданной, никому и ничему не подконтрольной, дикой натуре – воплощению анархии и хаоса, беснующемуся и сеющему смерть с глупой улыбкой на устах. Но иметь в противниках такого злого гения, ежесекундно отчебучивающего (иначе не скажешь!) что-то за гранью понимания обычного человека, – само по себе возвышает фигуру благородного защитника добра. Кульминационный поединок, несмотря на размах и опасность, таимую для всего города, неотвратимо принимает бравурный характер, и Бэтмену придётся постараться, чтобы против его «лома» (в форме пистолета с абсурдно длинным стволом) найти достойный приём. Пожалуй, в первой части Бёртон несколько переусердствовал, смешивая жестокость2 и откровенное дуракаваляние, высокий пафос и обилие розыгрышей клоунов-любителей с «абсолютно безвкусным» (эпитет Николсона) чувством юмора. Но уже в «сиквеле» режиссёр достигнет эстетического совершенства.

.

__________
1 – Огромное, занесённое в Книгу рекордов Гиннесса вознаграждение (шестимиллионный гонорар плюс проценты от выручки), составившее порядка $60 млн., абсолютно заслуженно.
2 – По количеству трупов (56 тел) этот якобы безобидный кинокомикс может соперничать с боевиками о Рэмбо!

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Фон Арнс Мириам. С пятидесятилетием, мистер Бэтмен! // Ровесник. – 1990, № 1. – С. 29-30.
Рубрика «Как поживаете»  // Работница. – 1989, № 12. – С. 8.
Гриффин Нэнси, Мастерз. Питерс и Губер, или Как стать продюсером // Искусство кино. – 1991, № 3. – С. 142-147.
Шепотинник П. Batman’ ова уха // Искусство кино. – 1990, № 6. – С. 35-38.
Познер В. Человек – массовый успех // Искусство кино. – 1990, № 6. – С. 136-138.
Михалкович Валентин. Экзерсисы под мухой // Экран. – 1992, № 4. – С. 24-25.
Ананов Георгий. Что такое комикс // Экран – детям. – 1990, № 11. – С. 7.
Эшпай Валентин А. Американские режиссеры поколения «бейби-бум». Тим Бартон // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 160-161.
Михалкович Валентин. Полёты без папы // Видео Дайджест. – 1992, № 8. – С. 49-52.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+