Бэтмен возвращается / Batman Returns (1992)
Вязов Владимир. Возвращение с триумфом? // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 15. – С. 12-13.
ВОЗВРАЩЕНИЕ С ТРИУМФОМ?
Как по мановению волшебной палочки семь миллионов американцев в один из уик-эндов июня оросились в кинотеатры, когда там появился долгожданный фильм «Бэтман возвращается». И первое, на что они должны были невольно обратить свое внимание – это на необычную зоологическую направленность картины. Не будем все же забывать, что речь идет о сказке. Однако, количество странных персонажей по сравнению с первым фильмом увеличилось во много раз и все они непосредственным образом связаны с животным миром. На смену покойному «Джокеру» пришел некий «опингвиненный» человечек со стаей настоящих живых пингвинов, а вместо очаровательной героини Ким Бэзингер на экране появилась «окошаченная» дама, хотя и не менее обворожительная и сексуальная. Да и сам «Бэтман», правда, без былой удали, продолжает «косить» под летучую мышь.
Зная патологическую страсть режиссера Тима Бертона к причудливым и гротесковым персонажам – достаточно вспомнить «Битлджуса» и «Эдварда Руки-ножницы», – становится вполне понятным его решение в очередной раз создать на экране фантастический мир, который немыслим без сказочных героев. Этот мир немыслим также без соответствующих декораций, «бэтманобилей», клоунских балаганов, шикарных спецэффектов, симфонической музыки и головокружительных трюков. Жаль лишь, что чрезмерная фантазия Бертона и его неудержимая погоня за эффектной киноатрибутикой наносит непоправимый вред и сюжетной канве картины и психологической образности ее персона-
12
жей. Из-за этого они все выглядят довольно карикатурно.
Благородный образ Бэтмана вообще отодвинут на второй план. Он как бы выступает в роли формального героя. Да и Майклу Китону, затянутому в черный «летучемышиный» костюм с маской, скрывающей его лицо, почти не приходится демонстрировать свои незаурядные актерские способности. Силы зла выглядят в фильме гораздо убедительней.
«Пингвин» в буффонадно-гротесковом исполнении Денни ДеВито и промышленник Макс Шрек, образ которого, созданный Кристофером Уокеном, можно назвать символом холодного расчета и коварства, занимают большее пространство картины и делают это блестяще.
Между вышеназванными тремя персонажами вклинивается еще один – «Женщина-кошка» (М. Пфайффер), чудесным образом превращенная из скромной секретарши Шрека Селины. Ее роль довольно загадочна, так как она буквально балансирует между добром и злом. Сначала она раскрывает злодейские планы Шрека захватить власть над Готэмом, а затем, став «Женщиной-кошкой» и, вооружившись кнутом, она вступает в настоящую схватку с Бэтманом, что, впрочем, не мешает им заодно крутить роман.
«Бэтман возвращается» чрезмерен во всех ипостасях. Он утомляет своими длиннотами, погружает в уныние своей мрачностью. Возникает странное ощущение – среднее между восхищением и скукой. Но наши чувства – вещь субъективная, а вот цифры – показатель объективный. Согласно статистике, картина пользуется невероятной популярностью, и это неслучайно, поскольку возвращения любимого героя с нетерпением ждали сотни миллионов людей. И вот оно состоялось. Но можно ли его назвать триумфальным?
Владимир ВЯЗОВ
13
Добавить комментарий