Без единой улики / Without a Clue (1988)
Другие названия: «Без единой зацепки» / «Безо всяких улик» / «Не имея улик» (варианты перевода названия), «Шерлок и я» / «Sherlock and Me».
Великобритания.
Продолжительность 107 минут.
Режиссёр Том Э. Эберхардт.
Авторы сценария Грэй Мерфи, Лэрри Строутер.
Композитор Генри Манчини.
Оператор Алан Хьюм.
Жанр: комедия, криминальный фильм, детектив
Краткое содержание
Доктору Джону Ватсону (Бен Кингсли) надоело, что бездарный актёр Реджинальд Кинкейд (Майкл Кейн), нанятый изображать Шерлока Холмса — гениального частного сыщика, грозу преступного мира Соединённого Королевства, всё чаще проявляет гонор. Ватсон решает избавиться от него и поведать миру, кто на самом деле распутывает замысловатые преступления, но… не тут-то было!
Также в ролях: Джеффри Джонс (инспектор Лестрейд), Лизетт Энтони (Лесли Джилс), Пол Фримен (профессор Джеймс Мориарти), Найджел Дэвенпорт (лорд Смитвик), Пэт Кин (миссис Хадсон), Питер Кук (Норман Гринхоф), Тим Киллик (Себастьян Моран).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.08.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Джон, вы поставили под угрозу неприкосновенность английской литературы», – в ужасе восклицает Норман Гринхоф, редактор журнала Strand, услышав от Ватсона признание в том, что Шерлок Холмс, ставший для читателей настоящим кумиром, является дутой фигурой, на протяжении нескольких лет подряд выступая прикрытием для доктора – подлинного гения сыска. Становится нестерпимо смешно уже по той причине, что при этих пафосных словах Гринхоф, надеясь успокоить расшалившиеся нервы, тянется к шкафу, в котором корешки солидных книг на поверку служат бутафорией, скрывая мини-бар! Причём внимательные зрители без труда узнают Питера Кука, прославленного британского комика, который десятилетием ранее, на пару с Дадли Муром1, уже посмеялся над немеркнущими произведениями сэра Артура Конан Дойла, поместив Шерлока в кричаще абсурдные обстоятельства.
Впрочем, упомянутый эпизод вовсе не является вершинным. В своей, безусловно, лучшей постановке Том Э. Эберхардт (вообще-то – комедиограф стопроцентно американский) и сценаристы Гэри Мерфи и Лэрри Строутер2 демонстрируют воистину неистощимую выдумку, не давая публике опомниться от нагромождения уморительных ситуаций с явным привкусом абсурда. Не очень приятно чувствовать себя одураченным, наблюдая, как прямо на глазах рассыпается в труху красивый миф, и знакомясь с якобы истинным положением вещей. Мало того, приходится со скрипом признать, что хулиганство кинематографистов имело весомые основания, поскольку писатель ассоциировал себя, скорее, с коллегой Ватсоном (рассказчиком-повествователем!), подобно которому пытался разделаться с опостылевшим персонажем – порождением собственной фантазии, незаметно ставшим общественным достоянием. А неподражаемый Майкл Кейн, представший откровенным недотёпой, неудачником, трусом и позёром, который, когда основательно погружается в роль, вдруг обнаруживает качества бесстрашного борца с криминалом, веселится от всей души!.. Проходит не так много экранного времени – и с удовольствием принимаешь правила игры, предложенные авторами, которые не первыми посмели подвергнуть развенчанию славный образ, но оттолкнулись, бесспорно, от оригинальной идеи. Уже в финале озаряет догадка, что их целью было не столько поглумиться над литературным наследием, сколько поставить под сомнение убеждённость беллетриста во всемогуществе разума. Способный распутать преступление подчас без единой улики и разгадать изощрённые загадки, подброшенные зловещим гением Мориарти, доктор оказывается не в состоянии контролировать ситуацию, как только вступает в права любовь масс – воистину иррациональная сила. Людям проще остаться в плену собственных иллюзий (вспомним, как инспектор Лестрейд и лорд Смитвик, восторгающиеся детективным методом Шерлока, принимают аналогичные логические выкладки его напарника за глупости), даже если это грозит подрывом экономики всей Британской империи. Становится не до смеха!
.
__________
1 – По грустному совпадению, тандем распался именно из-за пагубного пристрастия Питера к спиртному.
2 – Как ни странно, фильм остался их единственным опытом работы в большом кинематографе – за пределами ТВ.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий