Без лица / Face/Off (1997)

Эшпай Валентин. Подсадные лица // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01. – С. 4-5.

АВАНПРЕМЬЕРА

Валентин ЭШПАЙ

ПОДСАДНЫЕ ЛИЦА

Поклонники (из числа интеллектуалов) бывшего гонконгского режиссера Джона By (ныне – голливудского неофита) в восторге от его творчества. Они видят в его фильмах ту самую свежую грубость, освежающую окостеневшие жанровые структуры, которую задолго до этого Жан-Люк Годар и другие критики из «Кайе дю синема» отмечали в лентах, скажем, брутального примитивиста Сэма Фуллера. Поэтому его фильмы нравятся таким людям, как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино, причем последний с удовольствием цитирует режиссера в своих картинах. А недавно на экраны вышел триллер Джон Bу «Без лица».

Самым интересным, однако, является то, что так называемые «простые» зрители тоже любят By – в прокате его последние новинки имеют стабильно крупные сборы (например, «Сломанная стрела», выпущенная в 1997 году, к ноябрю дала более $70 млн.).

Очевидно, By действительно удалось перевести характерное дурашливое, если не сказать грубее, кинонасилие в духе Джеки Чана (а шире – в духе гонконгской киноиндустрии) на новый художественный уровень, и тем самым вспрыснуть некое количество свежей азиатской крови в застоявшуюся жанровую структуру голливудского боевика.

Его фирменным приемом стали съемки рапидом сцен насилия. Как только у By начинается «разборочная» сцена, камера включается на повышенную скорость, и в течение достаточно продолжительного времени зритель может наблюдать вылет пули из дула пистолета, ее медленное движение через простран-

4

ство экрана и постепенное внедрение в человеческое тело. Впрочем, только к эстетизированному насилию творчество Джона By, к счастью, не сводится.

В триллере «Без лица» By модернизирует классический хичкоковский инвариант ошибочной идентификации, который тот с блеском использовал в «К северу через северо-запад». На этот раз благодаря достижениям пластической хирургии главные действующие лица обмениваются своими лицами. И террорист Кастор Трой (Николас Кейдж) превращается в Шона Арчера – федерального агента (Джон Травольта).

Безумный Трой шесть лет назад пытался застрелить Арчера, но по случайности убил его сына. С тех пор Шон преследует негодяя, который на этот раз задумал истребить все население Лос-Анджелеса при помощи биологической бомбы. By внес нечто свежее в стандартный мотив, устроив гонки автомобиля с самолетом на взлетной полосе. Вломившись в ангар, лайнер взрывается, террорист – в коме. Однако пусковой механизм бомбы действует, время идет, и вот тут Шон решает временно использовать «лицо» Кастора с тем, чтобы выяснить у его сообщников местоположение адской машины.

Его отправляют в тюрьму, а перед тем пересаживают «срезанное» лицо лежащего без сознания Троя. «Расслабься, он репа» – говорит один из докторов, гася сигарету о тело бандита. Вся линия пластической хирургии, конечно, является чистой фантастикой, впрочем, вполне органично вписывающейся в стиль By. Другой фантастический элемент – тюрьма особого режима расположена в океане на заброшенной нефтяной платформе, причем мы узнаем об этом только, когда Арчеру/Трою удается выбраться на поверхность. В тюрьме он должен наладить контакт с братом Троя – безумным хакером-взрывником (хорошая актерская работа Алессандро Ниволы).

Тем временем настоящий Трой очнулся и заставил докторов «пришить» ему лицо Арчера. После чего уничтожает всех сотрудников, знавших об операции, и занимает место Шона в полиции и в постели его жены (в последнее поверить трудновато, ведь жена должна бы узнавать мужа не только по улыбке). Понятное дело, весь отдел по борьбе с терроризмом переключается на поиски своего настоящего начальника – сбежавшего из морской тюрьмы Шона под личиной Троя.

В конце концов все проясняется, и после долгих мытарств физиономии находят своих хозяев. Но перед тем в единоборстве Шона и Троя есть несколько эпизодов, заслуживающих внимания не только головокружительными трюками (погоня на катерах, один из которых взлетает в воздух и пропиливает по оси полицейский корабль), но и претендующей на высокую философию идеей симметрии добра и зла (жизненные перипетии главных героев зеркальны, как негатив и позитив).

Оригинально то, как нервный Кейдж играет уравновешенного Травольту, а спокойный Травольта – дерганого Кейджа.

Сама по себе удачная находка обрела отличных интерпретаторов. Актеры не просто обмениваются ролями – они обмениваются стилями.

Это, пожалуй, лучшая работа Травольты со времен «Криминального чтива», а для Кейджа вторая подряд удача в сезоне (после «Тюремного самолета»). В очередной раз прекрасно показывает себя Джина Гершон («Связь», «Стриптизерши»).

Надо признать, Джону By удалось доказать, что «экшн» не обязательно должен быть плоским и глупым и что сложная драматическая структура не обязательно отпугивает массового зрителя. Это особенно отрадно на фоне нашпигованных «экшнами» дорогих картин этого лета типа «Скорости-2» или «Бэтмена и Робина». Самые сильные моменты, хотя и не выводят триллер за рамки жанра, делают его весьма ярким событием сезона.

5

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+