Бездна / The Abyss (1989)

Бездна / The Abyss (1989): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Пропасть» / «Пучина» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 145 минут (специальное издание – 171 минута).

Режиссёр Джеймс Кэмерон.

Автор сценария Джеймс Кэмерон.

Композитор Алан Сильвестри.

Оператор Микаэль Саломон (номинация на «Оскар»).

Премию «Оскар» получили Хойт Йетмен, Деннис Мьюрен, Джон Бруно, Деннис Скотак (визуальные эффекты).

Также на премию «Оскар» номинировались: Лесли Дилли, Энн Кулджян (художники-постановщики), Дон Дж. Бассман, Кевин Ф. Клери, Ричард Овертон, Ли Орлофф (звук)

Жанр: приключенческий фильм, драма, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Подводная лодка USS Montana, вооружённая баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, терпит крушение в результате встречи с подводным объектом неизвестной природы. ВМС США обращается к владельцам компании Benthic Petroleum с просьбой привлечь к поисково-спасательным работам экипаж глубоководной нефтяной платформы Deep Core под руководством Вирджила Бригмана (Эд Харрис), для друзей — Бада. На помощь к ним присылают женщину-инженера Линдси (Мэри Элизабет Мастрантонио), разработчика уникального оборудования и супругу Вирджила, и подразделение «морских котиков» под командованием лейтенанта Хирэма Коффи (Майкл Бин).

Также в ролях: Лео Бурместер (Кэтфиш Де Врис), Тодд Графф (Алан «Хиппи» Карнс), Джон Бедфорд Ллойд (Джэммер Уиллис), Дж.К. Куинн («Сонни» Доусон), Кимберли Скотт (Лиза «Уан Найт» Стэндинг), Джордж Роберт Клек (Уайлхайт).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.09.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бездна / The Abyss (1989): кадр из фильма
Тревожные новости

В национальном кинопрокате фильм собрал $54,2 млн., заняв по итогам сезона скромное двадцать четвёртое место, и даже с учётом демонстрации в иных странах, где выручка оказалась $35,5 млн., продюсеры сочли результат неудачным, поскольку производственный бюджет составил солидную по тем временами сумму ($69,5-70 млн.). Конечно, позже были поступления от продажи прав на телевидение, от видеопроката, от реализации видеокассет и DVD-дисков, и затраты наверняка со временем окупились. Однако потребовался безусловный триумф второй части «Терминатора» (по иронии судьбы, ещё более дорогостоящей), чтобы руководство кинокомпании Twentieth Century Fox Film Corporation дало добро на специальное издание, с хронометражем на 33 минуты дольше, которое в первую очередь и заслуживает пристального внимания.

Бездна / The Abyss (1989): кадр из фильма
Попытка контакта

Казалось бы, отличия не столь существенны: подробнее обрисована эскалация конфликта между США и СССР в связи с аварией стратегической субмарины, наглядно показаны те меры (в виде гигантских морских волн), которые предполагается применить к человечеству, и т.д. Но потенциальные проблемы с авторскими правами (ранее фразу облюбовали создатели тюремной драмы «Преступный закон» /1988/) заставили кинематографистов изъять из прокатной версии эпиграф: «…и если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Согласитесь, цитата из Фридриха Ницше придаёт повествованию дополнительное измерение, а точнее, глубину, превращая «Бездну» в произведение многослойное, не только таящее сюжетные сюрпризы, держащее публику в напряжении на протяжении всего действия, но и оставляющее пространство для расширенных интерпретаций. В этом плане картина действительно способна вызвать в памяти шедевр «2001: Космическая Одиссея» /1968/, в своё время подвигнувший Джеймса Кэмерона (если верить его биографам) отказаться от мечты стать рисовальщиком комиксов и посвятить себя кинематографу.

Бездна / The Abyss (1989): кадр из фильма
Линдси ищет выход

Как и у Кубрика (и чуть позже у Стивена Спилберга в двух лентах о контакте с инопланетным разумом), можно довольствоваться поверхностным, событийным уровнем, благо что он продуман в мельчайших деталях. Судьба моряков с USS Montana, попадающих во внештатную ситуацию, нешуточный шторм, в результате которого нефтяная платформа оказывается отрезана от внешнего мира, неадекватные поступки лейтенанта Коффи, не имеющего права нарушить секретный приказ, – всё служит нагнетанию мощного саспенса. Однако в положении, сопряжённом с риском для жизни, неожиданно возникает проблеск, сравнимый чуть ли не с озарением1 и приводящий к уникальному открытию. Режиссёр-сценарист2 достигает эффекта лёгкого шока, опровергая привычные стереотипы зрителей, по традиции ожидающих явления пришельцев с неба, а никак не из океанических глубин. Но куда важнее, что и коллектив, замкнутый в стенах Deep Core, воспринимается моделью всего человечества, ввергнутый в игру страстей и битву умов, более того, развязывающий локальную войну, грозящую перерасти в ядерное противостояние. Майкл Бин, уже в третий раз изображающий у Кэмерона опытного офицера, впервые обнаруживает оборотную сторону качеств даже идеального воина. Что можно противопоставить представляемым Бригману доводам (череда кадров испытаний атомных бомб), со всей очевидностью свидетельствующих об агрессивности людей?! Однако его отчаянный поступок действительно доказывает: надежда остаётся. Бездна, начинающая взирать в того, кто пристально в неё смотрит, выступает примерно таким же ускоряющим прогресс фактором, как и таинственный Монолит. Согласно тонкой шутке Джеймса, дело не в конструируемой сложнейшей технике и не в новых физических возможностях (дышать водой, обогащённой кислородом, легко научить и крысу!), а в изменениях в самом главном – в нашей природе, в базовых внутренних установках.

.

__________
1 – Средневековые философы, вероятно, примерно так и представляли себе Божественную иллюминацию.
2 – Как и, допустим, писатель Роберт Хайнлайн в рассказе «Аквариум с золотыми рыбками» /1942/, выдвинувший аналогичную гипотезу относительно… стратосферы.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Понырев И. Неженское дело // Новости видео. – 1991, № 10 (03). – С. 4.
Фикс Сергей. Муж и жена из американского синема // Видео-Асс Сателлит. – 1991, № 01. – С. 20-21.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джеймс Кэмерон // Видео-Асс ПРЕМЬЕР. – 1995, № 31. – С. 166.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+