Бездна / The Abyss (1989)
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Джеймс Кэмерон
Родился 16 августа 1954 года в Капускейсинге (провинция Онтарио, Канада). Обучался в школе живописи, мечтал стать рисовальщиком комиксов, но после просмотра «2001: Космическая Одиссеи» увлекся кинематографом. На ранних стадиях кинокарьеры был специалистом по эффектам и художником.
До второй половины 60-х на экране господствовала «чистая», стерильная (в смысле свободы от психологичности и интереса к характерам) научная фантастика. Только по мере совершенствования техники кинематографа, а также появления электроники и компьютерной графики, фантастическое стало выглядеть правдоподобно, «как в жизни». И это сделало возможным переход к современной кинофантастике с ее интересом к человеку.
Кэмерон – один из главных представителей этой новой научной фантастики. Действительно, уже в «Терминаторе», при очевидном стремлении к внешней занимательности, виден интерес к поведению людей в экстремальных ситуациях.
Во второй серии «Чужого» дана проекция современной Америки в будущее. Главное в этом фильме – художественное развертывание идеи о том, что мы живем в будущем, которое наступило. То, что было фантастикой в середине века, в восьмидесятые стало привычным элементом окружающей среды. Поэтому Кэмерону не надо было ничего придумывать, чтобы «воссоздать» футуристическую картину. Нескольких добавочных экзотических штрихов по гиперреалистическому изображению постиндустриальной западной действительности — и убедительный имидж грядущего готов.
В еще большей степени момент «реальности фантастичного» проявился в «Бездне». Американская ядерная подлодка терпит крушение при столкновении с таинственным объектом. В спасательных работах принимают участие нефтяники с оказавшейся поблизости экспериментальной самоходной подводной платформы. Внезапно они сталкиваются с неизвестной формой разумной жизни… Кэмерон действует в классическом стиле режиссеров своего поколения, «нашпиговывая» длинную ленту характерными мотивами современного американского кино 80-х – тут и летающие тарелки, и хитрая машинерия, и матримониально-любовная тема, и экология, и антивоенные мотивы. И все это – без швов, жанры размешаны в стилистически однородное повествование, а фантастический элемент воспринимается как новости CNN. «Терминатор-2» мало что добавил к этой формуле, разве что размах и качество стали совсем грандиозными.
В основе его последнего фильма «Правдивая ложь» (римейк французской комедии «Тотальная слежка») – все то же внедрение фантастического в гиперреальное, на этот раз, однако, решенное в комедийном ключе. Фильмы Кэмерона – высокие образцы кинематографической культуры, достигнутой режиссерами поколения «бейби бум».
166
Добавить комментарий