Безумие короля Георга / The Madness of King George (1994)

Безумие короля Георга / The Madness of King George (1994): постерПолнометражный фильм.

Великобритания.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Николас Хитнер.

Автор сценария Алан Беннетт (номинация на «Оскар») по своей пьесе.

Использована музыка Георга Фридриха Генделя в обработке Джорджа Фентона.

Оператор Эндрю Данн.

Жанр: биографический фильм, комедия, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Георг III (Найджел Хоторн), номинация на «Оскар»), до глубины души расстроенный обретением североамериканскими колониями независимости, но вынужденный считаться с требованиями Парламента, шокирует двор и королеву Шарлотту (Хелен Миррен, номинация на «Оскар») в высшей степени странным и агрессивным поведением. Ситуацией спешит воспользоваться его сын, принц Уэльский (Руперт Эверетт), надеющийся добиться принятия Билля о своём регентстве.

Также в ролях: Йэн Холм (доктор Уиллис), Энтони Кэлф (Фитцрой), Аманда Донохью (леди Пемброук), Руперт Грейвс (Гревилл), Джеффри Пэлмер (Уоррен), Джулиан Уэдэм (член Парламента, Премьер-министр Уильям Питт-младщий), Джон Вуд (Фёрлоу, Лорд-канцлер), Джим Картер (член парламента, лидер оппозиции Чарльз Джеймс Фокс), Роджер Хэммонд (доктор Бейкер), Сирил Шэпс (доктор Пепис), в эпизоде Алан Беннетт (член Парламента).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.10.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Безумие короля Георга / The Madness of King George (1994): кадр из фильма
Король и королева

Споры о плодотворности (или, наоборот, тлетворности) влияния театра на кинематограф по-прежнему периодически вспыхивают – хотя и не с таким пылом, как прежде, когда «десятая муза» только обретала самостоятельность и с неизбежностью опиралась на достижения сцены. «Безумие короля Георга» являет собой, несмотря на относительно небольшой временной промежуток, классический пример удачной адаптации пьесы в кинофильм. Случай тем более показателен, что именно Николас Хитнер осуществил премьерную постановку «Безумия Георга III» /1991/ Алана Беннетта, причём для написания сценария пригласил самого драматурга и задействовал – помимо блистательного Найджела Хоторна в заглавной роли – ряд исполнителей, запомнившихся по спектаклю. Казалось бы, успех был предрешён1, но… Но причина, убеждён, не только в сильном произведении, взятом за основу. Дебютант в кинематографе (правда, ранее успевший ознакомиться со спецификой телевидения) проявляет редкостное чувство кинематографического стиля. Стремительный (в некоторые фрагменты – виртуозный!) монтаж, как бы подчинённый прихотливому ритму музыки Генделя, не менее важен и выразителен, чем мастерски, с большим вкусом подобранные декорации2 и вдохновенная игра актёров, по-видимому, не обходившихся без импровизаций. Правда, всё это воспринимается без особых восторгов, свидетельствуя лишь о поддержании высокого уровня давних британских традиций.

Безумие короля Георга / The Madness of King George (1994): кадр из фильма
С короной навсегда

Другое дело – содержание фильма, ничуть не менее (по контрасту с академизмом формы) актуальное, чем, допустим, у комедии абсурда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, киноверсия которой стараниями автора увидела свет чуть раньше. Чтение Георгом III реплик короля Лира из одноимённой трагедии, рассматриваемое Фрэнсисом Уиллисом как часть терапии, при желании можно принять за типично постмодернистскую шутку. Государь, явно испытывающий трудности с душевным здоровьем, отождествляет себя с другим правителем, обезумевшим и обманутым! В то время как строгий доктор признаётся, что принципиально незнаком с наследием Уильяма Шекспира: «Я – духовное лицо». И это становится, по сути, кульминацией щекотливой ситуации, которая могла бы показаться забавной, если бы не затрагивала интересы самых влиятельных сил Англии. Иными словами, Шекспир Шекспиром, но Беннет и Хитнер обращаются всё же к иным обстоятельствам – не к эпохе абсолютной монархии, когда борьба за трон носила, безусловно, кровавый и подлый характер, зато подразумевала неограниченную возможность повелевать подданными.

Безумие короля Георга / The Madness of King George (1994): кадр из фильма
Снова всё в порядке

«Безумие короля Георга» затрагивает (до определённой степени) вневременные проблемы – в том смысле, что указывает на прямую взаимосвязь между властью как таковой и душевным равновесием, которое может пошатнуться без видимых на то причин. В финальном титре даётся пояснение, что, согласно выводам современных медиков, Георг III страдал порфирией, хотя и не уточняется, произошло ли название заболевания от слова «порфира» или же оба понятия независимо восходят к греческому имени прилагательному «porphyreos», то есть ‘пурпурный’, ‘багряный’. Однако в данном конкретном случае переплетение обстоятельств ещё сложнее. Король, имевший сомнительную честь править во времена монархии парламентарной, настолько ограничен в правах, что не должен и озвучивать личного отношения к презренной заокеанской колонии, отстоявшей независимость. Да и показное почтение к порфироносной особе обусловлено, если присмотреться, стремлением максимально контролировать поведение владыки по принципу «как бы чего не вышло». Как тут не сорваться гордому представителю Ганноверской династии?! А Чарльз Джеймс Фокс, раздосадованный парламентским кризисом, грозящим лишить возможности вносить лепту в процветание державы (читай – стабильных доходов) многих почтенных граждан, в сердцах бросает: «Боже, сгнои всех монархов! Ниспошли нам мудрость Америки!» Поведав остроумный и по-своему изящный, хотя и обретающий оттенки «чёрного юмора», исторический анекдот, авторы не преминули подвергнуть сатирическому анализу истоки современной демократии западного типа, так ли обоснованно кичащейся своими преимуществами перед монархией.

.

__________
1 – Кассовые сборы в размере £3,3 млн. в Великобритании и $15,2 млн. в североамериканском прокате являются достаточно важным свидетельством.
2 – Художники Кен Эдам и Кэролайн Скотт получили премию «Оскар».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Рубрика СКВ (Сергей Кудрявцев видео) Boutique // Видео-АСС Премьер. – 1996, № 33. – С. 108-109.
Фестивали: Канн-95 // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 34-35, 39-46.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+