Безысходность / Antareen (1993)

Звегинцева Ирина. Погоня на слонах за Голливудом // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 28. – С. 180-181.

КИНОГЛОБУС: ИНДИЯ

Первые же индийские фильмы, появившиеся в отечественном прокате в 50-е годы, покорили российских зрителей от городов до сельской глубинки экзотикой, страстями, юмором, чарующими мелодиями… И хотя сейчас на наших афишах редко появляются названия лент с родины незабываемого Раджа Капура, любовь к ним сохранилась и у нового поколения.

Погоня на слонах за Голливудом

Индийский кинематограф не перестает удивлять, по крайней мере, голливудского размаха количеством фильмов. Если рекорд 1991 года – 912 полнометражных художественных картин в 92-м превзойти не удалось, – на экраны было выпущено «всего-навсего» 910 лент, то 93-й дал и вовсе «плохой» урожай – 836 фильмов. Для других стран эта астрономическая цифра все равно выглядела бы ошеломляюще, у индийских же критиков уменьшение кинопроизводства вызывает тревогу, заставляет искать причины спада, подозревать в конкуренции телевидение и видео и критиковать правительство за увеличение импортных квот.

Однако, на наш взгляд, основная проблема индийского кино на сегодня, как, впрочем, и ранее, заключается отнюдь не в цифре выпускаемых лент. Напрасно считать, что увеличение количества непременно повлечет за собой качественные изменения: в искусстве этот закон не действует. И можно лишь с грустью констатировать, что по-прежнему процент талантливых и интересных работ в индийском кино остается невысоким.

Местная кинопромышленность, ориентируясь на многонациональное население, выпускает картины на разных языках страны. В прошлом году более половины фильмов было сделано на южных студиях: 189 на хинди. 180 на тамильском, 153 на телугу, 92 на каннада. 90 на малайалам, 42 на бенгальском, 25 на маратхи, 12 на пенджаби, 11 на орийя, 9 на непальском, 8 на бходжпури, 5 на английском. 5 на гуджарати, 4 на ассамском, 3 на раджастани, по 2 на хараянви и урду, по 1 на гарвахли, нагпури. харианви и санскрите. Кроме того, выпущено 878 короткометражных фильмов и 606 видеолент (26 художественных, 382 короткометражки и 198 документальных). Зрительские пристрастия, как и раньше, принадлежат национальному кино, и даже самые модные заграничные «хиты» не в силах поколебать симпатии публики к отечественным фильмам, гораздо более ей понятным по тематике и доступным по восприятию.

Ставка на дорогие в производстве «блокбастеры» далеко не всегда оправдывает себя, что и случилось с работами Бони Капура «Король разбойников» и «Королева среди красавиц». А если говорить о наиболее кассовых лентах прошлого года, то ими стали «Кшатрия» Датта и «Анари» Рамы Найдуса. Впрочем, и они не выходят за рамки обычной развлекательной продукции, где неизменно варьируется несколько тем – о бедных сиротах, обретающих родителей и богатство, «золушках», выходящих замуж за миллионеров, перевоспитавшихся преступниках и благородных мстителях. Единственно, в чем претерпели изменение некоторые сюжетные построения, так это в увеличении числа сцен насилия и жестокости и более откровенном показе эротических эпизодов.

Но не эти штампованные ленты, безостановочно сходящие с конвейера, составляют славу индийского кино, а значительные и серьезные произведения ведущих мастеров. В прошлом году почти все лучшие режиссеры страны выступили с премьерами.

«Заключение» – так называется новая лента Мринала Сена. На сей раз для картины он выбрал весьма камерную историю, где состав действующих лиц сведен до минимума. Рассказ о взаимоотношениях двух людей, познакомившихся в результате ошибочно набранного телефонного номера, благодаря профессиональной режиссуре и прекрасному актерскому ансамблю

180

(Димпль Кападия и Анджан Датт) превращается в трогательную драму о человеческом одиночестве, о потребности любить и быть любимым. Привыкнув к острым политическим и социальным лентам Сена, в этой картине зритель неожиданно открывает совершенно другого, незнакомого ему художника. И то, что маститый кинематографист ищет новые темы и продолжает творческий эксперимент, не может не радовать.

Как всегда, критики и зрители с нетерпением ждали новой работы Шьяма Бенегала, который тоже не нуждается в особых представлениях – его картины не раз были удостоены наград на престижнейших мировых кинопросмотрах. «Седьмой дом солнца» – фильм, нетипичный для Бенегала, неожиданно решившего попробовать (и небезуспешно) себя в жанре комедии, кстати, крайне редком в индийском кино. Правда, эту ленту скорее можно назвать трагикомедией, ибо в ней немало не только смешного, но и печального, но тем не менее она подкупает удивительной лиричностью и тонкостью. Умение Бенегала работать с актерами всегда покоряет. И здесь великолепно подобранный состав – Раджат Капур, Нина Гупта и Ом Пури – полностью раскрывает режиссерский замысел. К этому следует добавить, что только благодаря финансовой поддержке Национальной корпорации развития кино эта интересная лента смогла выйти в прокат.

Страстный пафос борца за справедливость, присущий Говинду Нихалани, выступившему с рядом политически окрашенных лент, хорошо известен. И в фильме «Времена предательства» он остался верен себе. Главная тема картины – терроризм, его движущие пружины и та трагедия, которую он несет не только пострадавшим, но и боевикам. В главных ролях – одни из лучших актеров страны: Ом и Амриш Пури.

Сандип Рей первое время вниманием критиков был обязан своему знаменитому отцу. Однако сегодня, и это можно утверждать с уверенностью, он интересен и сам по себе. Его последняя картина – «Прерванное путешествие». Как и Сатьяджит Рэй, Сандип все более тяготеет к притче. И история духовного перерождения героя, врача по профессии, который постепенно от мирской суеты переходит к пониманию вечных истин, становится предметом исследования в фильме.

Было бы несправедливо, говоря о достижениях индийского кино за последнее время, не упомянуть картину Кетана Мехты «Дорогая, это – Индия» – историю двух несчастных людей, встретившихся на улице Бомбея.

Национальная корпорация развития кино выступила спонсором и фильма Бира «Путешествие в джунглях», необычайно интересного изучения причин жестокого поведения внешне нормальных людей. Молодой режиссер Дев Бенегал представил на суд зрителей сразу два фильма: «Поле теней» – документальную ленту, рассказывающую о фольклоре Индии, и художественную картину «Английский август» – повествование о жизни государственного служащего.

Конечно, можно было бы рассказать еще о нескольких лентах, которые привлекли внимание критиков и зрителей, но, вероятно, в этом нет необходимости. Поэтому ограничимся лишь их кратким перечислением: это «Раб» Адура Гопалакришнана, «Коршун» Гаутама Гхоша, «Кушар Конвар» Джаху Баруа, «На бегу» Бхабендры Натча Сайкии, «Песня лорда» Г. В. Айвера, «Чинари Мутта» Т.С. Нагабхараны, «Пути Господни» Ленина Раджендрана, «Любящие сердца» А. К. Бира, «Магриб» Р.Т. Кунимохаммеда, «Перед барьером» К. Ибохала Шармы, «Возвращение к нулю» Ашока Вишванатхана и др.

К счастью, в огромном потоке лент всегда находится место и чистому ручейку настоящего искусства, которому на сегодняшний день правительство оказывает помощь через посредничество Государственной комиссии по развитию кино. Именно с этой организацией режиссеры связывают свои надежды и планы. Уже известно, что Шьям Бенегал готовится к осуществлению фильма, рассказывающего о жизни молодого Ганди в Южной Африке, Говинд Нихалани начал снимать «Дрокхала», Сандип Мишра монтирует фильм «Человек в гриме», о котором уже много пишут индийские газеты. Мани Каул – один из самых самобытных и интересных режиссеров, представителей «авторского» кино Индии – получил приглашение снять новеллу «Закрытая дверь» для «Эротических рассказов», которые сделало телевидение Германии.

Все это свидетельствует о том, что в своих лучших образцах индийское кино продолжает развиваться в позитивном направлении. Страна, где слонов больше, чем машин, в гонке с Голливудом не уступает, по крайней мере, в одном – в талантах.

Ирина ЗВЕГИНЦЕВА

181

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+