Библия / The Bible: In the Beginning… / La Bibbia (1966)
Другое название: «Библия: в начале…» / «Библия: Книга Бытия…» / «Библия: Бытие…» (варианты перевода англоязычного названия), «Библия» / «The Bible» (США: краткий вариант названия)
США, Италия.
Продолжительность 174 минуты.
Режиссёр Джон Хьюстон.
Автор сценария Кристофер Фрай, Марио Сольдати (без указания в титрах), Орсон Уэллс (без указания в титрах).
Композитор Тосиро Маюдзуми (в титрах как Toshiro Mayuzumi, номинация на «Оскар» и «Золотой глобус»), Эннио Морриконе (без указания в титрах).
Оператор Джузеппе Ротунно.
Жанр: драма
Краткое содержание
На экране предстают основные события Книги Бытия: сотворение Богом мира; история Адама (Майкл Паркс) и Евы (Улла Бергрид), их грехопадение и изгнание из Райского сада; убиение Каином (Ричард Харрис) младшего брата Авеля (Франко Неро); Всемирный потоп и спасение праведника Ноя (Джон Хьюстон); наконец, сложная судьба Авраама (Джордж К. Скотт).
Также в ролях: Джон Хьюстон (также озв.: рассказчик-повествователь / Бог), Стивен Бойд (Нимрод), Ава Гарднер (Сара), Питер О’Тул (Три Ангела), Зоэ Саллис (Агарь), Габриэль Ферцетти (Лот), Элеонора Росси Драго (жена Лота), Пупелла Маджо (жена Ноя), Роберт Рьетти (управляющий Авраама), Петер Хайнц (Сим), Адриана Амбези (дочь Лота).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.11.2013
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Удовлетворённый первым опытом создания библейского боевика с расчётом на международное признание («Варавва» /1961/ Ричарда Флейшера), Дино Де Лаурентис взялся за реализацию ещё более амбициозного проекта. Вполне логично, что сценарий был вновь заказан Кристоферу Фраю, известному поэту и драматургу, а вот предложение осуществить постановку Роберу Брессону явно являлось рискованным. Выдающийся французский режиссёр, хотя и не скрывавший своей религиозности (полнее всего проявившейся в новаторской киноверсии романа католического писателя Жоржа Бернаноса), категорически не признавал ценность для кинематографа зрелищности и, кроме того, строго придерживался персонального – аскетического и самоуглублённого – метода. Скандал был, по-видимому, неизбежен… Джон Хьюстон оказался куда сговорчивее, причём, оставаясь убеждённым атеистом с репутацией бунтаря, проявил себя чуть ли не большим пуританином, чем Сесил Блаунт ДеМилль с его безотказной формулой успеха, гласившей, что зрителям «нужны Библия, секс и кровь». Ни история Адама и Евы до грехопадения, ни бытописание упадничества нравов потомков Каина в канун Всемирного потопа и жителей Содома не дают повода упрекнуть голливудского профессионала в спекуляции на интересе публики к запретным плодам. Упущение кинематографистов в другом.
Сокращённый вариант названия способен ввести в заблуждение: лишь подзаголовок, дословно переводящий с иврита на английский язык заглавие Книги Бытия, содержит намёк на то, что речь пойдёт о перипетиях сравнительно небольшой части Ветхого Завета. Но даже с такой оговоркой Фраю, а также именитым постановщикам Марио Сольдати и Орсону Уэллсу, внёсшим (правда, без указания в титрах) лепту в написание сценария, потребовались изрядные усилия, чтобы адаптировать текст под формат полнометражной кинокартины. Не нужно быть истовым приверженцем христианского или иудейского вероисповедания, чтобы понять, что библейские сюжеты требуют более скрупулёзного перенесения на экран. Хьюстону удаётся преодолеть иллюстративность, пожалуй, лишь в рассказах о Ное, образ которого не без толики иронии воплотил сам1, и Аврааме, причём в последнем из них истории о Вавилонской башне и уничтожении Содома сведены чуть ли не к фоновым событиям. Выделенные огромные средства (производственный бюджет оценивается в $15-18 млн.!) позволили прибегнуть к услугам лучших на тот момент мастеров по специальным эффектам, построить поражающие воображение декорации, провести съёмки по технологии Dimension 150, на 70-миллиметровую плёнку, предоставившую оператору Джузеппе Ротунно возможность продемонстрировать исключительное чувство фактуры. И не забудем о приглашении «звёзд» мировой величины, зачастую используемых – словно в насмешку над Брессоном – в качестве простых натурщиков… Разве что Джордж К. Скотт искренне старается передать страдание и искания своего героя, чья вера в милость и всемогущество Господа оказываются сильнее человеческих слабостей и сомнений. Вероятно, продюсер остался доволен результатом не вполне, задержав премьеру почти на два года. И даже коммерческий триумф2 не побудил его выполнить обещание относительно продолжений. К библейской тематике Дино вернётся – вместе с супругой Мартой (в девичестве Шумахер) – без малого три десятилетия спустя, на телевидении.
.
__________
1 – А поначалу и вовсе хотел пригласить Чарльза Чаплина!
2 – Второе место в сезоне 1966-го и в США, где прокатная плата составила $15 млн., и в Италии (13,14 миллионов проданных билетов).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий