Битлджус / Beetlejuice (1988)

Битлджус / Beetlejuice (1988): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Битлджюс» / «Жучиный сок» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 92 минуты.

Режиссёр Тим Бертон.

Авторы сценария Майкл МакДауэлл и Уоррен Скаарен по сюжету Майкла МакДауэлла и Лэрри Уилсона.

Композитор Дэнни Элфман.

Оператор Томас Э. Акерман.

Жанр: комедия, кинофантазия

Краткое содержание
Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) Мэйтлэнды не могут нарадоваться тому, что приобрели дом в живописном местечке в Новой Англии, вдали от суеты мегаполисов. К несчастью, возвращаясь из магазина, они падают на автомобиле с моста в воду. Вернувшись домой, супруги с ужасом обнаруживают, что… погибли — стали призраками, которым придётся привыкать к существованию в этом качестве. Но самое страшное впереди! Проходит совсем немного времени, и в семейное гнёздышко Мэйтлэндов вселяются новые хозяева: Чарльз (Джеффри Джонс) и Делия (Кэтрин О’Хара) Дитцы с дочерью Лидией (Вайнона Райдер).

Также в ролях: Энни МакЭнрой (Джейн Баттерфилд), Морис Пейдж (Эрни), Хьюго Стэнджер (старый Билл), Майкл Китон (Битлджус), Рэйчел Миттелман (юная Джей Баттерфилд), Гленн Шэдикс (Ото), Сильвия Сидни (Джуно), Дик Кэветт (Бернард), Дуэйн Дэвис (погибший игрок в американский футбол), Тони Кокс (священник), Джек Энджел (священник, озв.), в эпизоде Гарри Белафонте (исполнитель песни, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.06.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Битлджус / Beetlejuice (1988): кадр из фильма
Могут сэкономить на свечках

Почему так называемый био-экцорцист, навязывающий свои услуги при помощи массированной телевизионной рекламы, назван в честь звезды созвездия Ориона Бетельгейзе (реже произносится, как Бетельджуз), которая, по прогнозу, должна взорваться в ближайшие одну-две тысячи лет?! По той же самой причине, по какой не имеет права произнести собственное имя (это было бы, мол, слишком явной – на грани фола – подсказкой людям, желающим вызвать его с того света), прибегая к парониму «beetle juice», который проще проиллюстрировать недогадливой Лидии. Словом, эстетика постмодернизма во всей своей красе! Если в «Большом приключении Пи-ви» /1985/ Тим Бертон всё-таки был связан придуманными Полом Рубенсом правилами игры, то во второй полнометражной постановке (пусть и осуществлённой по чужому сценарию, подвергнутому кардинальной переработке) – дал волю1 собственной неуёмной фантазии и специфическому чувству «чёрного» юмора. Режиссёр почти не позволяет зрителю расслабиться, переходя от одного зловеще-гротескового балагана к другому – и достигая немыслимых высот, стоит на экране возникнуть непредсказуемому, беспардонному, навязчивому, но и, надо признать, не лишённому определённого обаяния существу, одержимому стремлением вернуться в мир живых. Его Альтер-эго?! Не случайно же Майкл Китон называл картину «Битлджус» любимой со своим участием!

Битлджус / Beetlejuice (1988): кадр из фильма
Главное — заинтересовать клиентов

Эксперименты Бертона по оживлению причудливых, не столько страшных, сколько экстравагантных образов могут вызвать в памяти (в первую очередь – из-за применения схожей техники съёмки) поиски чехословацкого мультипликатора-сюрреалиста Яна Шванкмайера, тем более что тот параллельно дебютировал в игровом кинематографе, а сам Тим – не чужд анимации. С той разницей, что американский режиссёр принципиально отметает серьёзный подход к любой, в том числе самой мрачной и табуированной, тематике. Как бы авторы по-человечески ни сочувствовали Мэйтлэндам, типичным, в меру замкнутым и скучноватым «яппи», для которых высшим счастьем является укрыться ото всех в стенах уютных пенатов, им гораздо интереснее, что там – за пределами. Супругам предстоит забыть о расхожих представлениях о рае и аде: всё куда проще, безжалостнее и… веселее. Но они не выглядят такими уж невезучими на фоне иных посетителей загробной канцелярии: распиленных пополам, утонувших, сгоревших из-за непотушенной сигареты… Нужно сделать самую малость – взять на себя ответственность за обустройство дальнейшей судьбы, устояв перед соблазном прибегнуть к помощи профессионала по запугиванию людей до чёртиков. Авторы не упускают случая сатирически пройтись по современным нравам: за минувшее столетие пиетета к призракам осталось ещё меньше, чем у деловитого посла из-за океана, жаждавшего заполучить с замком Кентервиль привидение. Эпизод, когда новых хозяев с гостями принуждают, лишив воли, танцевать под развесёлую песню Гарри Белафонте Day-O, а те… приходят в жуткий восторг, заставляет хохотать до колик в животе. Впрочем, всё это – следствия.

Битлджус / Beetlejuice (1988): кадр из фильма
Злой шутник, озорник Битлджус

Смех смехом, а Тим Бертон и кинодраматурги Майкл МакДауэлл и Уоррен Скаарен лишь прикрываются иронией и сарказмом, говоря о важных вещах. Точнее, всячески выказывая отношение – исполненное скепсиса и сардоническое – к трансцендентным материям. Современность, дескать, при всём желании не позволяет всерьёз принять верования прошлого: какова жизнь, всё сильнее напоминающая цирк-шапито, такова и расплата на том свете. Каждому воздастся по его вере, помните? И даже до спортсменов, явно не обезображенных интеллектом, однажды дойдёт эта нехитрая истина. Впрочем, по ходу развития (если здесь вообще уместно говорить о развитии, а не о хаосе!) экранных перипетий закрадывается подозрение, что истинные симпатии кинематографисты испытывают к юной Лидии, которая легко признаётся в собственной анормальности, позволяющей видеть духов. Бертон – за гармоничное воспитание личности, и усопшие супруги, удостоверившись в академических успехах девушки, разрешают ей насладиться ритмами калипсо.

.

__________
1 – К радости и критиков, и широкой публики, поскольку при бюджете $15 млн. кассовые сборы составили $73,3 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Тумансина Н. Старший брат // Ровесник. – 1993, № 4. – С. 29.
Алова Л., Эшпай Э. «Моя жизнь – это большая тёмная комната» // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 68.
Рейзен О. Идеальный муж? // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 8-9.
Эшпай Валентин А. Американские режиссеры поколения «бейби-бум». Тим Бартон // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 160-161.
Эшпай Валентин. Этот пёстрый «чёрный рынок». 1988 // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 19-20.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter