Битва у Красной Скалы / Chi bi (2008)
Другое название: «Битва при Чиби» / «Чиби» (варианты перевода названия), «Красная скала» / «Red Cliff», «Красная скала: Часть I» / «Red Cliff: Part I», «Битва у Красной скалы» / «The Battle of Red Cliff» (международные англоязычные названия).
Китай, Гонконг, Япония, Тайвань, Южная Корея, США.
Продолжительность 146 минут (версия, смонтированная из двух частей для Запада, – 148 минут).
Режиссёр Джон Ву.
Авторы сценария Джон Ву, Чань Хань, Шэн Хэюй, Ко Чэн по роману Ло Гуаньчжуна.
Композитор Таро Ивасиро.
Операторы Люй Юэ, Чжан Ли.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
208-й год нашей эры. Полководец Цао Цао (Чжан Фэнъи) возглавляет армию императора Сянь-ди династии Хань (Нин Ван), обязуясь разгромить южных правителей Сунь Цюаня (Чан Чэнь) и Лю Бэя (Ю Юн), объявленных мятежниками. Его войска быстро занимают провинцию Цзинчжоу. Однако противники не желают сдаваться на милость победителя, готовясь дать отпор. Всё должно решиться в предстоящей грандиозной битве при Красной скале (Чиби).
Также в ролях: Тони Люн Чу Вай (Чжоу Юй), Такэси Канэсиро (Чжугэ Лян), Чжао Вэй (Сун Сянсинь), Линь Чилин (Сяо Цяо), Сидо Накамура (Гань Син), Батдоржийн Баасанджав (Гуань Юй).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.09.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В начале творческого пути Джон Ву мало чем выделялся на фоне прочих режиссёров из Гонконга, снимавших приключенческие фильмы – преимущественно о мастерах кун-фу и на материале китайской древности. Но ведь известность-то пришла к нему в качестве едва ли не самого большого среди соотечественников приверженца западных эстетических принципов – и не только в современных по времени действия боевиках. Можно вспомнить эпическую военную драму «Пуля в голове» /1990/, пронизанную хемингуэевско-ремарковскими мотивами. Тем неожиданнее показалось решение вернуться, скажем так, в лоно родной культуры. Впрочем, недоброжелатели кинематографиста наверняка сострят, что в данном случае это – попытка, пользуясь сложившейся модой, оживить собственную карьеру, пребывающую (после ряда коммерческих да и художественных неудач) в состоянии безнадёжной стагнации. Шутки шутками, а опыт оказался вполне успешным. Говорят, триумф в Азии (не только в КНР, включая Гонконг) картины, вынужденно разделённой на две части1, превзошёл нерядовой успех «Титаника» /1997/!
Конечно, сразу же бросается в глаза, что Джон, некогда объяснявший журналистам причины отъезда за океан тем, что его фильмы «могут принести проблемы после 1997-го года», буквально излучает лояльность. Знаменательно, что полутора десятилетиями ранее роман «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна послужил основой для создания эпического телевизионного полотна. В сравнении с «Битвой у Красной Скалы» и прославленный «Герой» /2002/2 (не говоря уже о более сложном «Доме летающих кинжалов» /2004/), где Чжан Имоу выразил всю признательность, на которую только способен искренний художник и честный интеллигент, покажется безнадёжно диссидентским произведением. Чётко обрисованная авторами линия по строгому соблюдению идеологических норм не могла не привести к определённой (впрочем, не чрезмерной) декларативности и в обрисовке характеров ключевых действующих лиц, и в культурологической насыщенности.
Режиссёр чувствует себя как рыба в воде в размашистых боевых эпизодах, как раз потребовавших огромных затрат, CNY553,6 млн. (порядка $80 млн.!), а также – привлечения массовки в полторы тысяч военнослужащих Китайской народной армии. Напряжённость, грамотно выдержанный ритм, включая филигранно введённые флешбэки, виртуозно переданное эпическое дыхание… Привычным для Ву выразительным деталям, включая чуть изменённую (мечи в обеих руках – вместо скорострельных пистолетов) визитную карточку режиссёра, тоже нашлось место! Вместе с тем следование заветам Сэма Пекинпа носит не столь ярко выраженный характер, как, допустим, в военной драме «Говорящие с ветром» /2002/, не вызывая ощущение диссонанса. Главное же, стараниями кинематографистов накал суровой сечи всё-таки не становится самодовлеющим, оставляя место для глубокомысленного – в духе даже не конфуцианства, а легизма – осмысления законов Истории, когда отдельные, в том числе выдающиеся, личности кажутся пешками, перемещаемыми по шахматной доске самой Жизнью или Судьбой.
.
__________
1 – Их совокупные кассовые сборы оцениваются в $248,3 млн. – внушительную сумму!
2 – Оттуда, кстати, позаимствован актёр Тони Люн Чу Вай, воплотивший образ Сломанного меча, хотя изначально на роль Чжоу Юя был утверждён Чоу Юньфат.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий