Битва за Алжир / La battaglia di Algeri (1966)
Полнометражный фильм («Золотой лев», ФИПРЕССИ и награда города Венеция Венецианского МКФ, номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Сражение за Алжир» (вариант перевода названия), «Битва за Алжир» / «معركة الجزائر» (Алжир: название на арабском языке) / «La bataille d’Alger» (Алжир: название на французском языке) / «The Battle of Algiers» (международное англоязычное название).
Италия, Алжир.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Джилло Понтекорво (номинация на «Оскар»).
Автор сценария Франко Солинас по сюжету Франко Солинаса и Джилло Понтекорво (номинация на «Оскар»).
Композиторы Эннио Морриконе, Джилло Понтекорво.
Оператор Марчелло Гатти.
Жанр: драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
Элитное подразделение парашютистов под командованием полковника Матьё (Жан Мартен) прибывает в Алжир, столицу Французского Алжира, получив приказ восстановить в городе порядок. Для этого необходимо пресечь акции бойцов Фронта национального освобождения (ФНО): вооружённые нападения на уличные патрули, убийства, взрывы в общественных местах и т.д. Полковнику удаётся справиться с поставленной задачей. Но будет ли выиграна вся битва?
Также в ролях: Ясеф Саади (Джафар), Брагим Хаджади (Али Ла Пойнте), Самиа Кербаш (одна из девушек), Томмазо Нери (капитан), Уго Палетти (капитан), Фусиа Эль Кадер (Халима), Мохаммед Бен Кассен (маленький Омар).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.08.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Важный нюанс: в заголовок вынесено название города (итал. Algeri, франц. Alger), а не наименование страны (итал. Algeria, франц. Algérie), звучащее по-русски точно так же. Иными словами, Франко Солинас и Джилло Понтекорво не ставили перед собой глобальную (непосильную?) задачу осветить все этапы затяжной, кровопролитной войны за независимость Алжира. Всю многолетнюю борьбу народа за право быть гражданами самостоятельного государства, Алжирской Народной Демократической Республики, а не обитателями Французского Алжира, находящимися в заведомо ущербном положении по отношению к жителям метрополии. В фильме не звучит утверждение, что именно теракты Фронта Национального Освобождения ознаменовали собой перелом или, скажем, что само противостояние ограничивалось территорией населённого пункта, разделённого на арабские и европейские кварталы. Наоборот, военные вскользь упоминают о необходимости подавления выступлений повстанцев в горах, в приграничных местностях и т.д. Вместе с тем логика развития событий в очередной раз подтвердила, что установление (или, соответственно, утрата) контроля над столицей является обязательным условием.
Понятна реакция цензоров Пятой республики, которые болезненно реагировали и на попытки местных режиссёров (например, Жана-Люка Годара в «Маленьком солдате» /1963/) предаться размышлениям о целесообразности продолжения колониальной политики, а не то что – иноземных. Мотивируя запрет картины1, они напирали на то, что итальянцы Понтекорво и Солинас допустили тенденциозность в освещении обстановки, забыв упомянуть, например, о том факте, что по состоянию на 1962-й на французской службе значилось вчетверо больше алжирских мусульман, чем находилось в рядах ФНО. Мол, всё было не так однозначно… И кому понравится откровенный показ пыток, к которым прибегали подчинённые полковника Матьё (считается, что прототипами послужили сразу несколько человек, включая генерала Жака Массю, известного ультраправыми взглядами), не слишком скрывая это от прессы?! Высокопоставленный офицер прямо обращается к журналистам с просьбой определиться, необходимо ли державе оставаться в Северной Африке – или проще, помня о позорном уроке Индокитая, когда негативное общественное мнение способствовало победе противника на поле боя (допустим, при Дьенбьенфу), сразу капитулировать? Думаю, подобные упрёки звучали несправедливо. Кинематографисты остались предельно объективными, максимально полно, без изъятий воспроизводя факты, не выказывая явных антипатий. Одни руководствовались высокими патриотическими идеалами, жаждали отомстить за гибель близких людей, другие – подчинялись воинскому долгу, напоминая, что многие из них участвовали в Сопротивлении и прошли через нацистские концлагеря. Кто одержит верх? Разумеется, тот, на чьей стороне историческая правда, и это не абстрактное, а вполне конкретное, осязаемое понятие.
Показательно, что в 2003-м году состоялся показ фильма в Пентагоне, приуроченный к Иракской войне и призванный помочь специалистам по конфликтам низкой интенсивности учесть неизбежно возникающие проблемы. Трудности не только частного характера (переодевание боевиков в женскую одежду, пронос взрывных устройств в корзинах с едой, использование детей и подростков и т.д.), но и характера фундаментального, когда выигранная битва с терроризмом оборачивается поражением в войне идей. Не в бровь, а в глаз! Авторы, которым сотрудничество с алжирцами позволило добиться потрясающей аутентичности (здесь сказался и талант Джилло Понтекорво, помнившего об уроках неореализма и творчески развившего приёмы документалистики) уловили самую суть. Какую бы важную роль ни сыграли члены Фронта Национального Освобождения, расшатавшие обстановку и спровоцировавшие власти на решительные действия (что вызвало недовольство населения), их разгром был неизбежным. Неравны возможности, несопоставим опыт, и неустранимым фактором являлось подавляющее техническое превосходство одной из сторон. Парашютисты методично, без колебаний прибегая к облавам, жёстким допросам и т.д., устанавливали личности и местонахождение подозреваемых, расстреливали загнанных в угол подпольщиков, при необходимости – взрывали дома. Однако там, где не оказал должного эффекта индивидуальный и групповой террор, продемонстрировал действенность марксистский (если угодно, скорректированный с учётом принципиальных дополнений Антонио Грамши) подход. Классик, к удивлению повстанцев, вновь оказался прав: лишь овладев массой, идея стала материальной силой. Несокрушимой силой, бесполезность противостояния которой понял прозорливый генерал Шарль де Голль – великий патриот Франции.
.
__________
1 – Вплоть до 21-го октября 1971-го, когда состоялась премьера (лента собрала аудиторию в 635 тысяч зрителей).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий